Абсолютная монархия в Германии по сравнению с другими западноевропейскими странами, имела определенные особенности. Легли они, прежде всего, в том, что этот абсолютизм устанавливался на общем фоне феодальной
раздробленности, и абсолютная монархия утвердилась не в масштабах всего государства, а на уровне отдельных княжеств. Утверждение абсолютизма было не следствием временного равновесия сил дворянства и буржуазии, а проявлением полного господства реакционных сил, победы реакции над буржуазним движением и подчинение слабой немецкой буржуазии воли князей. Княжеский абсолютизм был реакционным явлением. Если в Англии и Франции переход к абсолютной монархии обеспечил создание централизованных государств, то в Германии княжеский абсолютизм еще больше закрепил экономическую и политическую раздробленность страны, тормозил ее развитие. Князья, фактически, превратились в независимых правителей, освободились от воинской обязанности, вовсе не платили императору налогов. Няймотутнипги из них (курфюрсты) присвоили себе право избирать императора. Императорская власть потеряла значение единственного общегосударственного центра, превратилась в почетное звание. Рейхстаг уже не имел своего прежнего значения. Императорский суд стал бессильным в борьбе с территориальными князьями.
Особенно ярко абсолютизм княжеской власти проявился в Пруссии и Австрии, существенно отличались друг от друга. Пруссия, которая окончательно сформировалась в 1701 p., Была онимечченою, централизованным государством, а ее король - членом имперской коллегии курфюрстов. Высшим органом государственного управления была Тайный совет, состоявший из трех самостоятельных департаментов: иностранных дел, юстиции и внутренних дел. В подчинении Тайного совета находились директории (финансов, военных дел, королевских имений). Среди департаментов выделялся департамент внутренних дел, которому подчинялись военным палатам. Также, действовали сословные учреждения-ландрат (земские совета), в состав которых принадлежали назначенные королем представители дворянства, выполняли и общегосударственные функции. Городское самоуправление было отменено. Членов городских магистратов назначал правительство. В этой части Германии значительное развитие получили бюрократизм и мелочная регламентация не только государственного, но и частной жизни подданных. Обычным явлением были аресты, конфискации и преследования иноверцев. Итак, Прусскую государство этого времени можно назвать полицейским.
Подобная система полицейского управления сложилась и в Австрии, хотя последняя и не была такой централизованной, как Пруссия, и отмечалась многонациональным составом населения. Во главе государства стоял монарх, который с XV в. назначал император, и он, вместе с Тайным Советом, составил высший орган власти и управления. Впоследствии Тайную Совет был заменен Конференцией, постепенно превратилась в постоянный орган, но с не точно определенным составом. Военными делами ведала придворная Военный совет. В 1760 г. был основан, Государственный совет, на которую возлагалась задача по рассмотрению законопроектов и контроль за исполнением законов. Административно-территориальная Австрийская монархия делилась на провинции, возглавляемые наместниками, которых избирали местные сословно-представительные органы. В городах управление осуществляли местные управы и бургомистры.