Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Еще в декабре 1990 г. Верховная Рада приняла первый Земельный кодекс Украины как самостоятельного государства. В марте 1992 г. был принят вторую редакцию этого кодекса в связи с внедрением частной и коллективной собственности на землю. 25 октября 2001 утвержден новый Земельный кодекс Украины.

Кроме этого, были приняты следующие законы: "О плате за землю" от 23 декабря 2004 г. "О формах государственных актов, удостоверяющих право собственности и право постоянного пользования землей", "Об аренде земли" от 6 октября 1998 г., "О мелиорации земель" от 14 января 2000 г., "О землеустройстве" от 22 мая 2003 г. "О государственном контроле за использованием и охраной земель" от 19червня 2003 г., "Об охране земель" от 19 июня 2003 , "О защите конституционных прав граждан на землю" от 20 января 2005 г. и ряд других важных документов. Но в целом состояние земельного законодательства Украины до сих пор остается неудовлетворительным.

По Земельному кодексу Украины регулируются отношения в сфере использования и охраны земли. Согласно этому документу, земельные отношения - это общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению землей. Субъектами таких отношений являются граждане, юридические лица, органы местного самоуправления и органы государственной власти, а объектами - земли в пределах территории Украины, земельные участки и права на них. Земельные отношения регулируются Конституцией Украины, Земельным кодексом, а также принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.

Земельное законодательство Украины, задача которого заключается в рациональном использовании и охране земель, основывается на таких принципах:

- Сочетания особенностей использования земли как территориального базиса, природного ресурса и основного средства производства;

- Обеспечение равенства права собственности на землю граждан, юридических лиц, территориальных общин и государства;

- Невмешательство государства в процесс осуществления гражданами, юридическими лицами и территориальными громадами своих прав по владению, пользованию и распоряжению землей, кроме случаев, предусмотренных законом;

- Обеспечение рационального использования и охраны земель;

- Обеспечение гарантий прав на землю;

- Приоритет требований экологической безопасности.

К полномочиям Верховной Рады Украины в области земельных отношений относится, в частности, определение основ государственной политики в области использования и охраны земель и согласования вопросов, связанных с изъятием (выкупом) особо ценных земель. К землям Украины относятся все земли в пределах ее территории, в том числе острова и земли, занятые водными объектами, которые по основному целевому назначению подразделяются на категории. Украина за пределами ее территории может иметь на правах государственной собственности земельные участки, правовой режим которых определяется законодательством соответствующего государства. Согласно Земельному кодексу, все земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на следующие категории:

- Сельскохозяйственные;

- Земли жилой и общественной застройки;

- Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;

- Природно-заповедные и другие природоохранные;

- Земли оздоровительного назначения;

- Рекреационные;

- Историко-культурные;

- Земли лесного и водного фондов.

Собственность на землю в Украине имеет следующие формы: государственная, коммунальная, частная. Разделяют пользования землей постоянное или временное. Постоянным является пользование землей без определенного срока, а временным может быть кратко-(до трех лет) и долгосрочное (от 3 до 25 лет).

Отдельный раздел Земельного кодекса посвящен охране земельных ресурсов Украины. К охране земель относится система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на;

- Рациональное использование земель;

- Предотвращение необоснованного изъятия земель сельскохозяйственного назначения;

- Защиту от вредного антропогенного воздействия;

- Воспроизведение и улучшение плодородия почв;

- Повышение продуктивности земель лесного фонда;

- Обеспечение режима использования земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

Вопросами охраны земель в Украине, кроме Министерства охраны окружающей природной среды, занимаются Государственный комитет земельных ресурсов Украины, Государственный комитет лесного хозяйства Украины, Министерство аграрной политики Украины, Министерство транспорта и связи Украины, Министерство топлива и энергетики Украины и другие центральные органы исполнительной власти . Всего за помощью мер государственного контроля выявлено, что современное использование земельных ресурсов в Украине не отвечает потребностям рационального природопользования.


В государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель, переданных в коллективную и частную собственности. Субъектами права государственной собственности на землю являются:

- Верховная Рада Украины - на земле общегосударственной собственности Украины;

- Верховная Рада Автономной Республики Крым - на земле в пределах территории республики, за исключением земель общегосударственной собственности;

- Областные, районные, поселковые, сельские советы народных депутатов - на земле в пределах их территорий, за исключением земель общегосударственной собственности.

В состав земель, требуют создания особого режима охраны и обеспечения целевого функционального использования на территории Украины, относятся:

- Курортные земли - территории распространения более 400 источников лечебных минеральных вод и 104 месторождений лечебных грязей; территории морских пляжей длиной 1160 км; земельные участки 1059 санаториев на 203 тыс. мест;

- Рекреационные земли - земельные участки 2380 заведений организованного отдыха и туризма на 398 тыс. мест; территории массового кратковременного отдыха населения в пригородных зеленых зонах; земельные участки дачных поселений и садоводческих товариществ;

- Земли природоохранного фонда - территории пяти национальных природных парков, 10 региональных ландшафтных парков, трех биосферных заповедников, 1800 заказников, 500 парков - памятников садово-паркового искусства и т.п.;

- Земли объектов культурного наследия - территории расположения свыше 125 тыс. памятников истории, археологии, архитектуры и др..

Согласно Земельному кодексу Украины, основой для оценки земель и разработки землеустроительной документации по их использованию и охраны является природно-сельскохозяйственное районирование. Сначала нужно провести агроэкологическое зонирование территории, которое может быть основой стратегии экологически рационального использования земель. Для агроэкологических зон с условно благоприятной и удовлетворительной оценке агроэкологического потенциала выделяется зона экономически целесообразного использования земель, где землепользования необходимо организовывать с учетом пригодности почв для желаемых, экономически допустимых и экологически целесообразных видов их использования (рис. 6.7).

Для агроэкологической зоны с условно удовлетворительной оценке агроэкологического потенциала предлагается зона использования земель в режиме сохранения. Сущность понятия "режим сохранения" заключается в ограничении на формы и интенсивности эксплуатации земель с целью обеспечения естественного развития почв в условиях, исключающих такое антропогенное воздействие, который вызывает изменения функции почв. Это не консервация определенных территорий, а особая форма эксплуатации почв, направлена на сохранение их биоресурсного потенциала.

Для ухудшенного агроэкологического потенциала почв рекомендуется выделить зону экологически адаптивного использования земель. В процессе организации землепользования следует учитывать пригодность почв для конкретных видов использования и факт их экологической значимости для ландшафта в целом. Некоторые виды использования земель запрещено в связи с тем, что они могут вызвать нарушения ландшафтозберигаючих функций почв и соответственно неконтролируемые изменения других компонентов ландшафтов.

На базе зоны экологического бедствия предлагается выделить зону использования земель в режиме восстановления. Под режимом восстановления понимают временное изъятие территории из традиционного хозяйственного оборота для реализации особых форм землепользования, цель которых заключается в создании условий для реабилитации утраченных в связи с антропогенной деятельностью функций почвенного покрова. Землепользования должно организовываться таким образом, чтобы почвы могли восстанавливать свои экологические функции.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии