Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Экономическая роль государства и связанные с ней проблемы относятся к фундаментальным и "вечных" теоретических и практических вопросов. Еще со времен своего возникновения государство отражала целый

комплекс важных и противоречивых политических, экономических, социальных и других отношений и интересов, касаются каждого человека. Этот комплекс отношений исследуется и изучается многими научными дисциплинами: философией, политологией, правознавськимы науками т.д.. Главное место среди них занимает экономическая теория. Стоит вспомнить, что, определяя предмет экономической теории, мы говорили недопустимость изучения экономических отношений отделено от экономической политики государства. Именно поэтому вопрос о соотношении экономики и политики, проблемы границ государственного вмешательства в экономические процессы занимают ведущее место в исследованиях сторонников многих более-менее известных школ экономической науки. Вспомним Адама Смита с его принципом "невидимой руки", которая в условиях экономической свободы и невмешательства государства в экономику обеспечивает саморегулирование рыночной системы. "Дайте покой экономической системе - подчеркивал он, - такое масло, как своекорыстие, заставит шестерни крутиться необычным образом. Ничего не надо планировать ".

Кардинально противоположный подход характеризует теорию марксизма с его гипертрофированной представлением о всемогущество государства, на которой впоследствии основана теория и практика плановой (командной) экономики.

 

Современные взгляды на экономическую роль государства представлены несколькими направлениями, начиная с кейнсианства, которое было теоретической основой государственного регулирования экономики развитых стран в течение 30-70-х годов ХХ века, и заканчивая теориями "экономического либерализма", провозглашающих ограничения государственного вмешательства в экономику, смысл которого они видят в преодолении негативных воздействий на рыночный механизм.

 Итак взгляды относительно роли государства в экономическом развитии является не только разнообразными, а порой и противоречивыми. Дискуссии относительно роли и места государства в условиях системной трансформации экономики не утихают и в Украине и других странах СНГ. По содержанию это дискуссии относительно выбора модели развития и тактики рыночных реформ.

Достижения мировой экономической мысли и изучения практики тех стран, которые уже прошли свой путь от тоталитаризма к социально ориентированной рыночной экономики, позволяет разобраться и научно оценить многочисленные взгляды на государственное регулирование экономики.

Экономическая роль государства настолько сложна и многогранна что ее невозможно подробно осветить в рамках одной лекции. Поэтому в течение почти всех последующих тем курса будут анализироваться формы, методы и инструменты государственного влияния на экономическую жизнь общества.

 

 Сегодня беспрекословно можно утверждать, что нет никакой микроэкономической, макроэкономической или внешнеэкономической проблемы которая бы прямо или косвенно не была бы связана с экономической ролью государства.

Все выше указанное дает основания для определения объективной необходимости сочетания рыночного механизма с государственным регулированием современной экономики.

Регулирования (от лат. Regulo - упорядочивает) означает подчинение определенному правилу, определенном порядке. В общем виде регулирования экономики - это способ поддержания определенной пропорциональности, определенного равновесия, которые необходимы для эффективного хозяйствования. Существует система экономических пропорций в которую входят макроэкономические (народнохозяйственные), межотраслевые, внутрифирменные или микроэкономические, а также территориальные и межгосударственные экономические пропорции. На определенном этапе развития рыночного хозяйства, в условиях свободной игры рыночных сил пропорциональность и сбалансированность действий миллионов участников хозяйственной жизни постоянно нарушалась, но благодаря свободной конкуренции, выравнивала спрос и предложение, достигалась экономическое равновесие, восстанавливалась пропорциональность, т.е. осуществлялось саморегулирования экономики.

 

Такой механизм без ощутимых сбоев функционировал в течение примерно трех веков. Впервые он проявил свою несостоятельность во время экономического кризиса 1825 года, показала что равновесие между спросом и предложением достигается вследствие разрушения части национального богатства. Окончательный крах система рыночного саморегулирования потерпела во время кризиса 1929-1933 гг, которая наглядно продемонстрировала, что рыночный механизм оказался неприспособленным и недостаточно эффективным для решения большого количества антикризисных, социальных, экологических, научно-технических и региональных проблем. Качественные изменения в развитии производительных сил и их постоянное усложнение конце XIX - начале ХХ вв беззаперечливо доказали объективную необходимость симбиоза (сожительства) и гибкого сочетания рыночных рычагов с государственным регулированием экономики. Там, где рынок не способен обеспечить эффективность производства, макроэкономическую стабильность и социальную справедливость, ему на помощь приходит государство. Как справедливо заметил П. Самуэльсон, "попытка управлять современной экономикой в отсутствии рынка или государства то же, что пытаться аплодировать одной рукой".

Говоря о государственном вмешательстве в экономическую жизнь, надо всегда помнить о допустимые пределы такого вмешательства, потому абсолютизация или гиперболизация как рыночного, так и государственного компонента в экономической системе рано или поздно приведут к стагнации, а в дальнейшем и упадку хозяйства. Искусство экономической политики имеет смысл лишь тогда, когда имеющееся гибкое и непротиворечивое сочетание рыночных и государственных рычагов регулирования. Другое дело, что их удельный вес и структура не является чем-то раз и навсегда неизменным. Это сочетание - явление динамичное. Оно изменяется под влиянием экономических, политических, международных, социальных и многих других факторов.

К главным недостаткам рыночного саморегулирования, которые объективно предопределяют вмешательства государства в экономические процессы, относятся:

1) нестабильность рыночной экономики, цикличность ее развития, инфляция и безработица;

2) нарушение конкуренции и тенденции к утверждению монополизма;

3) чрезмерная дифференциация доходов;

4) наличие таких форм экономической деятельности, которые под воздействием рыночных рычагов могут наносить вред обществу (загрязнение окружающей среды и др.);

5) неудовлетворительное обеспечение товарами коллективного потребления (обороноспособность страны, государственная безопасность и общественный порядок, народное образование, общественные блага, используемых в сфере государственного управления и т.п.);

6) не всегда эффективное распределение ресурсов, особенно между текущим и перспективным потреблением.

 

Таким образом, рынок не решить целый ряд макроэкономических и микроэкономических проблем, возникших как следствие механизма его функционирования.

Исходя из этого, может возникнуть вопрос: зачем осуществлять переход к рыночной экономике, если она имеет серьезные недостатки? Во-первых, идеальных безупречных систем не существует. В свое время В. Черчилль высказался о рыночной экономике как о такой имеющая множество недостатков, однако тут же отметил, что ничего лучшего человечество еще не придумало. Во-вторых, рыночный механизм убедительно доказал, что он создает постоянно действующие стимулы для повышения эффективности производства. Ему присуща способность гибко адаптироваться к изменениям в социально-экономической жизни общества, искать и находить новые средства удовлетворения человеческих потребностей. Эти преимущества рынка делают его активной движущей силой хозяйственного и социального общественного прогресса.

Государственное регулирование смешанной экономики имеет целью нейтрализовать недостатки рынка и всячески способствовать наращиванию и реализации его преимуществ.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии