Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Финансовая политика - это меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на реализацию конкретных целей макроэкономической политики. Выделяют два аспекта финансовой политики:

 

- Фискальная политика, или регулирования экономики, совокупного спроса и совокупного предложения с помощью доходов (налогов) - расходов;

- Бюджетная политика, или регулирования бюджетных процессов, достижения бюджетного равновесия, в том числе обслуживание государственного долга.

Относительно влияния на макроэкономическую конъюнктуру выделяют стимулирующую (експансийну) и сдерживающую (рестрикционным) фискальную политику.

В коротком периоде функционирования экономики целью стимулирующей фискальной политики становится преодоление циклического спада. Речь идет о влиянии на совокупный спрос (АD) через рост государственных расходов (G), сокращение налогов (Т), или путем комбинирования этих инструментов. В долгосрочном периоде политика сокращения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. При этом важно отметить, что стимулирующая фискальная политика сопровождается проинфляцийним эффектом. С целью его амортизации целесообразным проведение комплексной налоговой реформы, стабилизации государственных расходов и применения сдерживающей денежно-кредитной политики.

Сдерживающая фискальная политика имеет целью обуздания инфляции путем воздействия в коротком периоде на совокупный спрос (АD) такими инструментами, как снижение государственных расходов (G) и повышение налогов (T). Это теоретически позволяет снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В долгосрочном периоде увеличение налогов может стать основой для снижения совокупного предложения (АS) и развертывания механизма стагфляции. Если параллельно сокращению государственных расходов по всем статьям бюджета не создаются приоритеты относительно государственного инвестирования в науку, образование, рыночную инфраструктуру, реструктуризации, то может возникнуть угроза разрушения экономического потенциала страны. То есть речь идет о необходимости комплексной и взвешенной оценки возможных результатов фискальной политики, могут быть неодинаковыми в коротком и длинном периодах функционирования национальной экономики.

 

Краткосрочная фискальная политика, то есть политика, которая непосредственно регулирует совокупный спрос, сопровождается мультипликативным эффектом.

Мультипликатор государственных расходов показывает, на какую величину возрастает доход в ответ на увеличение государственных расходов (G) на 1 денежную единицу: МG = D Y / D G, где D G = 1.

Логическим обоснованием мультипликативного эффекта фискальной политики является теория совокупного спроса Д.Кейса и соответствующая теория мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов равен: МG = 1/1 - МРС, где МРС-предельная склонность к потреблению.

Соответствующий мультипликативный влияние на совокупный спрос вызывает и снижение налогов (Т). Это сразу увеличивает доход распоряжение (У-Т) на величину D Т, а ту его часть, потребляемой на величину МРС ´ D Т.

Если изменение государственных расходов (G) влечет умножения потребления, совокупного спроса и дохода от величины D G = 1, то изменение налогов также порождает волну доходов-расходов, но она начинается не с 1, а из величины МРС, которая меньше единицы. Есть расчетная формула налогового мультипликатора имеет вид Мt = - МРС / 1 - МРС.

Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от роста государственных расходов. По модулю мультипликатор государственных расходов превышает налоговый мультипликатор на единицу.

 

По механизму воздействия на экономику фискальная политика делится на дискреционную и недискреционную.

Дискреционная фискальная политика представляет собой цильоспрямовани изменения размера государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных мер правительства, направленных на изменения уровня занятости, объемов производства и темпов инфляции.

 

Практическая реализация дискреционной политики сопровождается рядом проблем. Во-первых, - это неизбежность ошибок макроэкономического прогнозирования (статистических, расчетных, связанных с недостатком экономических знаний и несовершенством моделей, применяемых), а во-вторых, фискальной политике присущи так называемые внутренние лаги. Они представляют собой промежуток времени между моментом внешних толчков или шоков, которые сказываются на совокупном спросе или совокупной предложения (например, энергетический кризис, политические события и т.п.), и моментом принятия отдельных мер экономической политики.

Проблемой реализации дискреционной политики считается ее значительная зависимость от политического фактора.

 

Вышеуказанные проблемы в значительной мере амортизируются наличием так называемой встроенной в экономику стабильности, с которой связана недискреционная фискальная политика. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматические изменения государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо госбюджета вследствие циклических колебаний совокупного дохода. Роль встроенной в экономику стабильности выполняют чистые налоги. Чистые налоги - это разница между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой государственных трансфертов, выплачиваемых населению и предприятиям. Например, в период экономического спада происходит сокращение ВНП. При наличии прогрессивной шкалы налогообложения размеры налоговых поступлений в бюджет сокращаются, а трансфертные платежи из бюджета растут. Это равносильно активному, вследствие дискреционной стимулирующей фискальной политики, снижению налогов и повышению трансфертных государственных расходов. То есть в результате недискреционной политики бюджетный дефицит создается автоматически через встроенную гибкость чистых налогов.

Мировая практика свидетельствует, что существует прямая зависимость между эффективностью фискальной политики и степенью "встроенной стабильности", которая всегда действует антициклической, создавая временное пространство для дискреционной политики. 

 

Но для того, чтобы этот механизм сработал, необходима оперативная реакция налоговой системы на конъюнктуру. Степень этой реакции измеряется с помощью коэффициента конъюнктурной эластичности налогообложения: Еt = D Т / D Y. Этот коэффициент показывает, каким образом изменяются налоговые поступления (в процентах) в результате изменения реального дохода на один процент. Оптимальной считается степень конъюнктурного реагирования налоговой системы при значении коэффициента: Э » 1. Этот фактор учитывается в процессе реформирования налоговых систем. Речь идет о зависимости степени конъюнктурной эластичности от структуры национальной налоговой системы. Считается, что высокие антициклические свойства присущи налогом, в основе которых лежат доход, прибыль, товарооборот, которые в свою очередь живо реагируют на конъюнктуру. Подразумевается, прежде всего, подоходный налог с граждан, который имеет наивысшую эластичность благодаря прогрессивной шкале. Достаточно высокими антициклической свойствами характеризуются налоги на прибыль предприятий и НДС.

 

Факторами повышения конъюнктурной эластичности налогообложения и соответственно стабилизационной функции финансовой системы считаются также рациональность ставок налогообложения и техника взимания налогов, т.е. наличие тенденции уклонения субъектов налогообложения от уплаты налогов. Речь идет о налоговых льготах, степень криминализации экономики и т.д..

Таким образом эффективная фискальная политика - это поиск оптимального сочетания дискреционной политики, встроенной стабильности и процесса совершенствования, реформирования финансовой системы, прежде всего налогообложения.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии