Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Экономическая функция государства заключается в создании предпосылок, необходимых для эффективной экономической деятельности общества. Все функции государства тесно взаимосвязаны.

По мнению экономистов, экономическая функция является важнейшей, так как отсутствие надлежащего экономического потенциала или низкая эффективность его использования препятствуют реализации других общественных функций.

 

Мы выяснили, что современное государство активно участвует в социально-экономических процессах. Оно выполняет ряд важнейших функций, которые не может выполнить ни один другой субъект экономических отношений (например, крупная фирма, банк, общественная организация и др..).

 

Функции государства по созданию и поддержанию рамочных условий нормальной жизни населения называют полицейскими и функции ночного сторожа. Задача любого хозяйственного строя - максимальное обеспечение достоверной информацией. Государство выступает организатором и распространителем информации, создает статистическую систему, финансирует прогнозирования развития народного хозяйства. При этом государство определяет ряд информационных показателей - налоги, пошлины, тарифы. Кроме информации, государство обладает системой средств мотивационной действия-материальные поощрения и наказания; административные меры; судебное преследование; политическое давление; общественное мнение. Система мотивации образует правила игры, которые создают основу для системы управления.

 

Учитывая эти аспекты можно представлять, что управление хозяйственной деятельностью со стороны государства осуществляется на основе воздействия на мотивацию и на количество, и на качество информации. Мотивация может быть положительной, т.е. осуществляются поощрения и отрицательной - применяются штрафы, другие санкции.

 

В переходной экономке происходит модификация функций государства. Если в командной экономике мы наблюдаем 100% политический диктат, то в смешанной он колеблется в разные периоды от 30% до 80%. Другие 70-20% остаются спонтанном порядке.

 

Переходная экономика характеризуется расширением пространства для спонтанных решений. Содержание функций государства может быть представлен тремя блоками:

 

1) командно-административные функции (в том числе полицейские);

 

2) трансформационные функции;

 

3) рыночное регулирование.

 

Наибольший интерес для нас представляет 3 блок.

 

В этом направлении функции государства можно разделить на 2 группы:

 

1) обеспечение и поддержание функционирования рыночной системы путем создания правовой базы: законодательного регулирования отношений между субъектами государственной деятельности;

 

2) усиление рыночного механизма, модификация, исправления их недостатков, используя меры по стабильности и стимуляции экономического роста, контроль по безработице, контроль за экологией, перераспределение ресурсов и др..

 

К 1 группе относятся:

 

1) обеспечение правовой базы;

 

2) защита конкуренции.

 

Рассмотрим их.

 

Государство выполняет фундаментальные функции так же, как обеспечение правопорядка и законности. Она создает определенную систему государственных институтов (органов, учреждений), которые принимают законы, постановления, осуществляющих государственное управление, наблюдают за соблюдением законности, выносят наказание тем, кто не соблюдает принятые законы и др.. К институтам государственного управления относятся: самый высший законодательный орган - парламент, или Верховная Рада, или Национальный сбор (каждая страна имеет свой орган). Президент, Премьер-министр и Кабинет Министров, Прокуратура и др.. Деятельность государственных институтов непосредственно влияет на экономику, потому что они принимают нормативные акты, по которым будет осуществляться экономическую жизнь. Для большинства стран Восточной Европы в период рыночных реформ первоочередной задачей было обеспечить эффективное и полноценное функционирование рыночной системы: определить право собственности, сформировать законодательство о создании компаний, банкротство, о банках, фондовые и товарные биржи и др..

 

В Украине с 1991 года начала создаваться правовая основа рыночной экономики, хотя оно еще не совершено. Были приняты законы «О собственности», «О предпринимательстве», «О хозяйственных обществах», «О предприятиях», «О банкротстве» и многие другие, дают простор новым хозяйственным формам (частным предприятиям, акционерным обществам, коммерческим банкам и др.. ) и рыночным отношениям.

 

Принятие Конституции является важнейшим актом государства в системе обеспечения регулирования всей жизни страны, в том числе и экономической, поскольку здесь закладываются фундаментальные принципы экономических отношений: собственности, предпринимательства, труда и др.. У нас, как и в большинстве стран, Конституция отражает рыночные принципы жизнедеятельности, гарантируя право частной собственности, свободы предпринимательства, демократические свободы и др..

 

Создание условий конкуренции осуществляется, во-первых, путем поддержки и развития частного предпринимательства. Поддержка может быть финансовый и управленческий.

 

А. Финансовая - осуществляется в трех видах:

 

1) прямая - гарантированные займы, в частности это характерно для поддержки производств ветеранов, инвалидов;

 

2) смешанная - совместное финансирование предприятия государством и частным инвестором;

 

3) гарантирована - финансирование частным банком под гарантию государства.

 

Б. Управленческая - может осуществляться:

 

1) добровольным обществом пенсионеров-менеджеров;

 

2) работающих управленцев;

 

3) центрами развития малого бизнеса, инкубаторами.

 

Услуги инкубаторов заключаются в помощи в найме помещения, предоставление секретарских услуг, множительной и вычислительной техники, средств связи, организации бухгалтерского учета, наладки деловых контактов между фирмами, консультативных услугах, рекламе, организации выставок и т.д.

 

Во-вторых, путем проведения антимонопольной политики. В современном производстве нередко возникают предприятия-монополисты, были монополизированы целые отрасли предприятий. Существует закрытая монополия, защищенная юридическими барьерами (патентами, лицензиями), естественная, возникла в результате создания в капиталоемких отраслях крупных предприятий с целью обеспечения положительного эффекта масштаба и открытая, когда фирма по каким-то причинам (например, владение технологией) становится на некотором период единственным производителем продукта. Существуют также фирмы-олигополисты, есть несколько (2-5) крупнейших фирм, господствующих в отрасли. Они также обладают монопольной властью.

 

Монополизация сдерживает свободную конкуренцию, что негативно сказывается на состоянии потребителей (растут цены) и экономики в целом, поскольку затухает стимул к совершенствованию, внедрению новшеств, развития НТП. В условиях монополии общество теряет часть чистой экономической выгоды от производства.

 

Поэтому большинство стран проводит антимонопольную политику.

 

Широко используется антимонопольное законодательство. Первые законы, запрещая монопольные соглашения, были приняты в Канаде (1848г.) и в США (1890г.)-известный закон Шермана. Он запрещал фиксации цен, сговор о ценах.

 

Государство может использовать широкий арсенал средств для предотвращения монополизма от контроля над ценами до разукрупнения компаний. Борьба с монополистической или олигополистической ситуацией на рынке предлагает использование нескольких стратегий поведения государства:

 

1) Создание условий для открытой экономики, доступа на внутренние рынки иностранных производителей и возможность экспорта своего товара за границу.

 

2) Законодательство против заговора с целью установления цен и осуществления монопольной деятельности.

 

3) Гарантия свободы выхода на рынок новым предприятиям, хотя следует отметить, что нередко государственные органы способствуют сохранению монопольной власти или через прямое лоббирование, или через бюрократический аппарат.

 

4) Запрет на слияние компаний, если оно может привести к возникновению монополий.

 

5) Разукрупнение существующих монополий, разделение их на более мелкие части. Это средство используется, если все остальные остались эффективными.

 

Иногда правительство фиксирует цены на продукцию монополий. Но это не всегда эффективно, поскольку:

 

а) нет надежных методик для определения статуса монополий;

 

6) возникает товарный дефицит;

 

в) стимулирует выработку новой монопольной стратегия в ценообразовании.

 

В Украине уровень монополизации производства очень высок, что требует от государства проведения соответствующей политики. Деятельность монополистов регулируется принятым в 1992 году Законом «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности». Признаком монопольной власти Закон Украины считает:

 

1) способность предпринимателя диктовать свои условия при продаже товара;

 

2) способность ограничивать конкуренцию, ограничивать других производителей

 

3) способность устанавливать дискриминационные цены;

 

4) способность ограничивать выпуск и поставку товаров на рынок с целью получения односторонней выгоды.

 

Вторая группа функций государства была связана с исправлением недостатков рыночного механизма. Осуществляется этот следующими способами:

 

А. Производство общественных благ. Государство берет на себя содержание сфер, которые проводят блага общественные. Важнейшие из них: оборона, государственное управление.

 

Страны мира тратят на поддержание своей обороноспособности 1 трил. долл. в год. Их величина определяется степенью внутренних и внешних угроз, которые испытывает страна, ее военной доктриной. Большинство стран имеет неоправданно высокие расходы на оборону, которые тормозят экономическое развитие, поскольку:

 

1) отвлекают средства, которые пошли на образование, экономическое обслуживание и другие цели;

 

2) отвлекают трудовые и материальные ресурсы из сферы производительного использования.

 

Государство берет на себя функции по управлению экономикой, следовательно, несет затраты. В Украине в 1996 году на содержание законодательной, исполнительной и судебной власти тратилось 1,25% консолидированного бюджета. Государственные органы управления выполняют важнейшие функции, однако не всегда средства на их содержание используются эффективно. Возникают проблемы бюрократизации, когда аппарат госучреждений разрастается, что затрудняет их эффективную деятельность; кумовья; некомпетентности; низкого уровня ответственности. Разрастание госаппарата приводит к нехватке средств и установление сравнительно низкой заработной платы. Этот фактор, а также владение госслужащего определенной властью, приводит к коррупции. Одной из главных задач государства является достижение социальной справедливости, социального мира, возможно приравниванием доходов. Поэтому не случайно перераспределение доходов с помощью налогов, трансфертов, инвестиций в социальную среду в странах организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) составляет до 40% расходов государства и 20% -30% ВНП. При этом следует отметить, что наиболее эффективными путями достижения социальной справедливости является развитие бесплатной системы образования, здравоохранения, строительства сравнительно дешевого государственного жилья. Инвестиции в эти сферы, особенно образование, является фактором экономического роста. В большинстве развитых стран эти расходы составляют значительную часть расходов центрального правительства.

 

Б. Перераспределение доходов и богатства, с целью обеспечения социальной справедливости, социального мира посредством:

 

1) прогрессивного налогообложения;

 

2) финансирование общественно значимых сфер (образование, медицина и др..)

 

3) пенсий, пособий, субсидий (трансфертные платежи);

 

4) регулирование цен

 

В. Перераспределение ресурсов для производства необходимых обществу благ или сокращения производств вредных, ненужных.

 

Данная функция связана с наличием экстерналии, то есть побочных эффектов. Перераспределение ресурсов осуществляется:

 

1) законодательным путем;

 

2) налоговым;

 

3) с помощью субсидий, дотаций;

 

4) через государственные заказы;

 

5) с помощью государственного предпринимательства в общественно значимых сферах деятельности.

 

Регулирования экономики - целенаправленное воздействие государства на функциональную экономическую систему с целью обеспечения или поддержка определенных процессов, изменение экономических явлений или их связей ресурсов между отраслями как субсидии промышленным и сельскохозяйственным предприятиям. Во многом это помогает развитию отечественного производства. Однако чрезмерно активная политика перераспределения ресурсов приводит к искажению в рыночной системе связи и ухудшает экономическое положение:

 

1) растут налоги;

 

2) растут расходы из госбюджета, увеличивается бюджетный дефицит;

 

3) у фирм формируется иждивенческой настроение, снижается стимул к конкурентной борьбе.

 

Реализация экономических функций государства осуществляется через механизм бюджетной, фискальной, денежно-кредитной, структурной, инвестиционной, ценовой, социальной, внешнеэкономической и других направлений социально-экономической политики.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии