Цена является экономической категорией от которой зависит эффективность деятельности предприятия, что обусловлено ее ролью при формировании его прибыли. В условиях перехода экономики Украины к рыночным отношениям цена как экономический элемент в системе рыночного механизма приобретает все большее значение.
В общем выражении цена - это количество денег, за которую продавец желает продать товар, а покупатель - купить его. Цена - это денежное выражение стоимости товара.
Процесс установки и разработки цены называется ценообразованием. Рыночное ценообразование базируется на общих объективных и субъективных законах, действующих в обществе. Главными из них являются законы стоимости, спроса и предложения, товарно-денежного обращения, полезности благ.
Правильно установление цена в условиях рынка обеспечивает:
1. Увеличение номенклатуры продукции и повышения ее качества.
2. Определение эффективной структуры производства и повседневных методов работы.
3. Сегментацию рынка и формирования взаимовыгодных отношений с потребителями продукции.
4. Экономическую устойчивость в конкурентной борьбе на рынке
5. Финансовую устойчивость предприятия и ее способность идти на финансовый риск.
Для рыночного ценообразования характерны такие особые черты:
1. Децентрализованное свободное установление уровней цен на продукцию обусловлено доминирующим местом частной собственности на средства и результаты производства.
2. Учета действия объективных экономических законов.
3. Формирование цен в сфере товарного обмена.
4. Присутствие элементов государственного регулирования цен.
5. Конкурентные основы установления рыночных цен и диктат потребителя над производителем.
6. Разветвленная сеть каналов реализации продукции и услуг, которая порождает различные виды цен.