Как некоторые универсальные архетипы были эмбрионами хронотопа первоначальной культуры
, так "эмбрионом" первобытной культуры (и культуры вообще), была мифология - основной способ восприятия, понимания, познания и ментальной презентации окружавшего первобытного человека в момент (исторический, конечно , т.е. достаточно длительное) формирование мифологической традиции. Миф был единственным языком-интегратором культуры, культурным текстом задалась передавал синкретический характер культуры и мышления архаического человека. Все события истории первобытное общество воспринимало как события мифологические, отражением или следствием которых было современное ему жизнь, в котором они постоянно воспроизводились через специфические ритуалы и даже обыденная жизнь. Благодаря созданию циклической модели мира и времени утверждалась мысль об исконности и неизменность и даже нежелательности каких-либо изменений в культуре. Опора на мощную мифологическую традицию стала главным средством консервации культуры и сохранение ее на протяжении долгих тысячелетий с почти непрочувствованные изменениями. Самое интересное, что даже сейчас, на пороге третьего тысячелетия христианской эры, когда первобытные общества получили возможность использования более оперативных механизмов культуры, они вовсе не спешат положить в свой арсенал эти "подарки данайцев" от цивилизованных народов, полагаясь, как и далее , в силу вековой традиции и напивзнецинени мифы, вырванные из ритуального контекста, без которого они утратит свой сакральный смысл, и отмечены знаками деградации и распада, т.е. превращение мифа в обычную сказку, в которой мифологический хронотоп выражается неопределенно-сказочным терминами "с древних времен "," долго ли, коротко "," в тридевятом царстве, в тридесятом государства "...).
Но ментальность человека традиционной культуры, таким образом, по ¬ стоянно "пидгодовувалася" ее собственной священной (не сказочной) историей, которая проходила в так называемый "мифический", или "начальный" время ("першодоба"), в которой действовали далекие "предки "пространство которой был заполнен" першопредметамы "как прообразами всего того, что человек теперь видит в окружающем мире. В этом смысле миф можно рассматривать как в прошлом идеал, сложный комплекс образцовых персонажей и образцом поступков, которые впоследствии превратился в еще одну весьма архетипну тему в мифологии многих народов - тему "золотого возраста" человеческой истории, вариантом которой является библейская рассказ о Эдем - райский сад.
Типология мифов отражает прежде их культурное назначение: построить картину мира и выяснить место человека в этом мире. Наиболее распространенным типом мифов является этиологический (причинный, разъяснительную), трактующая причины и обстоятельства возникновения различных природных явлений, культурных черт, социальных объектов (рассказы о похлждениях животных и растений, суши и моря, небесных светил, форм хозяйственной деятельности и т. п.).
Этиологическое семантическое окраска присуще большинству мифов других типов, среди которых видное место занимают космогонические мифы, повествующие о происхождении космоса как целостной системы, о его структура (вертикально-линейную, состоящий из подземного, земного и не ¬ Бесни миров, пронизанных единым стержнем - мировым древом или мировой горой, и горизонтально-концентрическую, состоящий из узком ¬ кого круга "домашнего" мира и бескрайних просторов "чужого", т.е. неосвоенного культурой), о превращении хаоса в упорядоченность и расширения границ культурного мира.
Логическим продолжением и чаще венцом любого космического мифа является миф антропогоничного типа, посвященный обстоятельствам падения первых людей или первопредков племени или рода, которые могут быть как зооморфными или растений подобными тотемами, так и совершенно человеческими существами.
Следует отметить, что космогонические и антропогонични мифы распределяются на две большие группы, из которых первая-мифов о рождении или самовозникновению мира, - очевидно, сформировалась раньше мифы второй группы, представленные разными, но очень архетипическими версиями творения мира из фигурой демиурга (мастера) в центре сюжета.