История французской просветительской литературы XVIII века - это одновременно история ее политических, философских и социальных идей, поскольку писатели-просветители и были одновременно и философами, и политическими деятелями.
В течение XVIII века между Францией и Англией решался вопрос о первенстве о захваченных колоний. Англия из года в год усиливала свои позиции, используя либо сознательно создавая конфликты на континенте и втягивая в них Францию (война за испанское наследство, война за польское наследство, Семилетняя война И 756-1763 лет и т.д.).
В начале века Франция потеряла ряд колоний в Америке, после Семилетней войны она вынуждена была уступить Англии Канадой, некоторыми колониями в Индии и др..
Войны ослабили Францию, нарушили внутреннее экономическую жизнь страны. Государственная казна была опустошена. Народ жил в ужасной бедности.
Внутренняя политика французского абсолютистского правительства в Хуго веке была беспомощна, как и политика внешняя.
Государственный долг рос из года в год. Катастрофически падала в цене денежная единица. Государство неоднократно объявляла себя банкротом. А между тем двор на одни только подарки и пенсии тратил ежегодно 28 миллионов ливров. Увеличивалось количество так называемых "фиктивных" должностей.
Все это ложилось на плечи крестьян и вообще простых людей.
Во Франции XVIII века дворянство и духовенство охватывали два первых состояния, которые пользовались всеми привилегиями, хотя составляли лишь одну тридцатую часть населения страны. Все последние, а их насчитывалось аж 24 миллиона, относились к категории так называемого "третьего сословия".
Третье сословие не имел политических прав. Его представители не имели возможности занимать высшие военные и государственные должности. Правда, начиная с середины XVIII века правительство, испытывая острую нехватку денег, стал продавать должности, которые давали право получать дворянское звание. Это составило важную часть государственных доходов. Дворян, которые приобрели себе должности вместе с дворянским званием, называли "дворянами мантии", однако, они пользовались лишь минимальными правами.
Ужасную картину народной нищеты представляла собой Франция XVIII века. В стране насчитывалось около 1,5 миллиона нищих. Крестьянство было доведено до отчаяния.
События, происходившие в стране, так или иначе были предвестниками революции.
Все общественные состояния были недовольны существующим порядком, даже господствующий класс, дворянство, воочию видел, как становились нищими некогда богатые знатные роды, как упадок феодальные поместья, а золотые запасы сосредоточены в руках финансистов из "третьего сословия".
Революция во Франции произошла в 1789 году.
Но революционном взрывчатые предшествовала долгая и напряженная борьба в области идеологии. Оплотом феодализма была церковь. Она была жестокой со всеми, кто представлял для него опасность. Ней всячески подавлялся народный протест. Значительное влияние имел орден монахов-иезуитов. Последние открывали во Франции учебные заведения для аристократической молодежи.
Революционное движение, пропагандировал идею прогресса, возглавили во Франции просветители (Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций и др.). Практически все просветители получили гонений со стороны духовенства и королевской власти, а их произведения неоднократно преследовались.
Просветители доказывали ту мысль, что моральные принципы не обязательно связана с религией и могут рассматриваться с позиций естественного разума.
Они были людьми всесторонне развитыми и проявили свои незаурядные способности в самых разнообразных сферах. Без сомнения, все области человеческих знаний были охвачены их пытливым умом, во всех сферах они сумели сказать свое новое слово.