Сольное пение, превратившись в самостоятельный вид искусства, требовал воспитания голоса, совершенствования вокальной техники, создания педагогической методики подготовки оперных исполнителей.
Центрами вокального воспитания и обучения в Поджигатели XVII-XVIII вв. были консерватории, первая из которых открылась в Неаполе 1537.
Обучения пению шло параллельно с общей музыкальным образованием. Тогдашние консерватории были одновременно и общежитиями, и учебными заведениями. Они пополнялись детьми из сиротских ожог и домов. В обязанности консерватории входило общее и музыкальное воспитание, а также заботы об учениках (conservare - охранять, сохранять, отсюда и conservatorio). Консерватории содержались на добровольных пожертвованиях и благотворительных взносах.
Метод обучения пению был эмпирический, т.е. с голоса. Критерием правильного звука считался музыкальный слух учителя, а единственным ориентиром в процессе обучения - его личный опыт. Таким образом традиции вокального искусства переходили от одного знаменитого певца к другому во время практического обучения и передавались из поколения в поколение. Учителями пения были, как правило, высокообразованные, часто выдающиеся композиторы.
Обучения пению начиналось в детском возрасте и продолжалось после изменения (мутации) голоса. Если голос ученика был выдающимся, то, чтобы сохранить его от мутации, прибегали к кастрации. Решающее значение для всего педагогического процесса имело то, что обучение начиналось не позднее десятилетнего возраста, когда ритмичное и слуховое восприятие у ребенка острее, чем у взрослого, мышечная система - нежная и эластичная.
Период обучения продолжался 6-10 лет при непосредственном общении с педагогом, причем ученики с детства находились в окружении лучших певцов и музыкантов, слушали и выполняли примерное музыку и рано развивались как музыканты. Учитель был непререкаемым авторитетом для своих учеников.
Обучения пению велось без инструмента, в сопровождении другого голоса, который дополнял эту мелодию несложным контрапунктом. Голос учителя задавал тональность, от которой ученик должен был уметь построить конкретный интервал. Точность интонаций требовалась идеальная: необходимо было отличать большие и малые полутона (например, отличать pe-диез от ми-6емоль). Этому уделялось много времени и внимания.
Интересные штрихи, характерные для методики обучения в XVII-XVIII вв., Взятые из примера занятий в школе В.Маццоки (Римская школа): учащиеся были обязаны ежедневно к обеду упражняться: первый час - в сложных пассажах, вторую - в трелях, третью - в правильности и чистоте интонации, причем все выполнялось в присутствии учителя и перед зеркалом для того, чтобы наблюдать положение языка и губ и избегать гримас во время пения. Еще два часа отводилось для изучения исполнительского вкуса и выразительности в пении, двойном контрапункта, а час - композиции, и еще немало времени - игре на клавичембало, составлению мотетов, другим музыкальным упражнениям.
Наиболее известны певческие школы эпохи старинного "bel canto": Большая Болонская, Неаполитанская, Венецианская, Миланская и Римская школы.