На рубеже XIX-XX вв. достаточно посутни сдвиги происходят в европейском романе. Если на вторую треть XIX в. приходится его классическая эпоха (Стендаль, Бальзак, Диккенс, Теккерей, Флобер, Толстой, Достоевский
и др..) с ее неотъемлемым свойством воплотить всеобщий, общечеловеческий смысл в отдельных судьбах и личных переживаниях героев, то в дальнейшем жанр романа обновляется. Он испытывает влияние и вбирает в себя черты всех основных методов эпохи. Глубокая внутренняя перестройка романа была связана с экспериментом, смелым испытанием новых изобразительно выражали-ных средств.
Во Франции в этот период приходится признание Анатоля Франса, автора таких оригинальных произведений, как гротескно-пародийный философский роман "Остров пингвинов" (1908), сатирический роман "Восстание ангелов" (1914), а Ромен Роллан в романе-эпопее "Жан-Кристоф "(1904-1912) синтезирует два крупнейших направления XIX в. - Романтизм и реализм.
В английском романе рубеже веков наблюдается появление эпических произведений, посвященных анализу внутреннего мира человека, про-никнуть глубоким и тонким психологизмом. В первую очередь это касается творчества Джорджа Мередита (1828-1909), в романах которого ("Испытание Ричарда Феверела", "Виттория" и др.). Ярко проявились новаторские черты. Его произведения могут быть названы интеллектуальными романами, поскольку им свойственны психологизм, драматизм и метафоричность, переходящий в символику. Жанр научно-фантастического романа, родоначальником которого был Жюль Верн, развивает Герберт Уэллс, обогащая его важными социально-философскими проблемами. "Каждый романист должен прежде всего создать себе мир, большой или малый, в который он может честно верить. И этот мир может быть создан только по его подобию", - утверждал другой выдающийся английский романист Джозеф Конрад, ставя в центр своего творчества внутренний мир человека ("Лорд Джим", 1900, "Сердце тьмы", 1900). Романом, в котором "соединилось все - красота и уродство жизни, истина и ложь, иллюзия и правда, а текст насыщен яркими парадоксами, которые передают изысканно причудливый ход мыслей эстета и гедониста" (Н. Соловьева), стал знаменитый "Портрет Дориана Грея "Оскара Уайльда.
Выдающимся новатором в жанре романа стал норвежский прозаик, поэт и драматург Кнут. Гамсун, который в своем творчестве стремился прежде проникнуть в глубины "вечно меняющейся, предельно ответственной" человеческой души, которая неразрывно связана с природой. Психологизм, реализм, поэтичность - характерные стилевые признаки творчества Кнута Гамсуна.
В своем первом романе "Голод", который стал сенсацией в Европе, Гамсун сумел преодолеть ограничения господствующего в то время критического реализма, открыв для норвежской литературы внутренний мир человека. Свою манеру письма, которую он назвал "субъективной прозой", писатель охарактеризовал в эссе "С подсознательной жизни души", опубликованном в том же году. Субъективный метод Гамсун применил в романах "Мистерии", "Редактор Люнге".
Славу поэта Гамсуну получил роман "Пан" (1894) - лирико-романтический рассказ о любви на фоне нетронутой природы Северной Норвегии. "Я попытался по аналогии с Руссо показать что-то похожее на культ природы, чувственности, точнее - надчуттевости", - признавался автор во время работы над "Господином".
"Пасторальная" настроениями и мыслями пронизан роман "Соки земли" (1917). В этом произведении, стремясь найти положительный идеал, Кнут Гамсун обращается к патриархальной крестьянской жизни. Патетической речью, полной мифической символики, изображает писатель нелегкой жизни простых крестьян Исаака и Ингер, сохранивших извечную преданность земле и верность традициям. Именно за "Соки земли", которые были единодушно признаны "монументальным произведением", Кнут Гамсун в 1920 году стал лауреатом Нобелевской премии.