Одним из способов начать свое дело является использование механизма франзайзингу - вложить капитал в франшизу, то есть лицензию, которая дает возможность использовать торговую марку известной компании и
продавать ее товары или услуги в определенном регионе. За это право держатель франшизы (лицензиат), как правило владелец мелкой фирмы, платит компании, предоставляющей франшизу (лицензиару), первоначальный взнос, а впоследствии вносит и ежемесячную плату.
За последние десятилетия в странах с развитой рыночной экономикой значительное распространение получил продажа товаров, услуг и технологий на условиях франчайзинга (franchising).
Франчайзинг - предоставление права на производство и сбыт продукции (осуществление услуг), а также практической помощи в деле организации бизнеса. Франчайзинг как особая форма хозяйствования заключается в том, что независимая фирма (франчайзодатель), которая производит продукцию (предоставляет услуги) передает право использовать свой товарный знак другому предприятию (франчайзополучателя) в обмен на обязательство производить или продавать продукцию независимой фирмы (предоставлять такие же услуги). За право хозяйничать от имени и под торговой маркой франчайзодавця, франчайзополучатель выплачивает определенный процент от своего дохода как материальное (денежное) вознаграждение.
Франшиза - (франц. льгота) - право на проведение франчайзинга, то есть на создание коммерческого предприятия, которое продает продукцию более развитого партнеру.
Франшиза - пакет прав, охватывающих права интеллектуальной собственности на один или несколько товарных знаков, фирменных наименований, промышленных образцов, технологию ноу-хау.
Франшиза стала важным фактором американской экономики, благодаря мобильности приспособленности к требованиям рынка. При применении механизма франчайзинга потребители покупают дома в агентов, получивших лицензию по продаже недвижимости, делают прически в лицензионных салонах красоты, ездят на автомобилях, купленных у лицензиатов, едят продукты питания, продают также держатели лицензий "Макдоналдс", "Вендис". Примером успешного применения ведения бизнеса являются торговые марки "Пицца Хат" и "Кентукки Фрайд Чикен". На долю франшиз-приходится примерно 1/3 всей розничной торговли США, и охвачено 7 млн. человек.
Франшиза - явление, возникшее в XIX в., Когда компании "Зингер" и "Интернэшнл Харвестер", основали фирмы, уполномоченные вести операции по продаже продукции. В начале XX в. компании "Кока-Кола", "Дженерал Моторз", "Метрополитен" использовали франшизу для распространения и продажи своих товаров и услуг. Настоящий начался в конце 50-х годов с появлением гостиниц и мотелей "Холидей Инн" и закусочных "Баскин - Роббинс" и "Даккин донатсы".
Компании "Кока-кола" и "Севенап" имеют возможность производить концентрированный сироп и поставлять местным заводам, которые специализируются по розливу фирменных напитков. Владельцы местных заводов становятся хозяевами местных розничных продаж.
В России примером применения франчайзинга является деятельность научно-производственного предприятия "Дока" в г.Тольятти, президентом которого является Владимир Довгань. Фирма "Дока" является пионером франчайзинга в России при реализации широкомастабних проектов "Докка-пицца" и "Докка-хлеб": персонал обучается в специализированном учебном центре, где передаются технологии изготовления пиццы и хлеба, рецепты пригтування, разрабатываются экономические показатели обоснование деятельности, прибыльности , обеспечиваются упаковкой, рекомендации по фирменному стилю.
Платежи, платит лицензий франчайзору, бывают трех видов:
- Первоначальный платеж - "входной билет", который называют покупкой франшизы.
- Периодические платы, обычно ежемесячные.
- Платы на рекламный и маркетинговый бюджет.
Суммы платежей зависят от направления франчайзинга. Первоначальная плата составляет около 10% от объема первоначальных инвестиций. За эти деньги лицензиар получает право пользоваться именем (брендом, товарным знаком) франчайзора.
Ежемесячный платеж устанавливается в процентах от объема продаж. В среднем 4% -7%. Возможно и установление минимальной суммы ежемесячного платежа. Вклад в маркетинговый и рекламный бюджет обычно составляет 1,2% -3% от объема продаж.
Типы франшиз
Наиболее распространенной категорией франшизы является франшиза бизнес-формата (business - format) или делового формата, долгосрочные деловые отношения, которые включают не только товары, услуги и товарные знаки, также бизнес-формат в целом - стратегию и план сбыта, инструкции по эксплуатации и стандарты , контроль качества.
В зависимости от делового формата фораншизит делятся на три типа:
- Франшизы на переработку (производство, от англ. Processing franchising)
- Франшиза на услуги - (сервис, от англ. Service franchising)
- Франшизы на оптовую торговлю (распределение, от англ. Distribution franchising)
Франшиза на переработку предусматривает поставку франчайзером производителю ингредиентов или обеспечивает технической документацией франчайзи, предоставляет полновесный на производство и продажу продукции с товарным знаком франчайзера, полную информацию по сбыту, оптовой продажи и обслуживанию товаров. Примером применения есть рестораны и предприятия быстрого обслуживания.
Франшиза на услуги - франчайзер разрабатывает систему услуг, которые по условиям договора франчайзи должен предоставлять потребителям. Примером является франшиза на услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, обслуживание по кредитным карточкам.
Франшиза на оптовую торговлю - франчайзер производит товары и осуществляет оптовую продажу франчайзи. Франчайзи продают продукцию с товарным знаком франчайзера на своих географических территориях. Примером является косметика, бытовая электроника.