После изобретения Гуттенбергом печатного станка резко рез объем продаж, а, следовательно, и доходов
изготовителей и продавцов. Поэтому авторы книг подняли вопрос о защите своих прав. Вследствие этого в Англии в 1709 году парламентом был принят известный Устав королевы Анны - первый закон об авторском праве. Закон обеспечивал автору исключительное право печатать и публиковать книгу в течение 14 лет после первой публикации, а также передавать это право издателю, что обычно и делалось.
Закон предусматривал также повторный срок охраны на 14 лет, предоставлялся автору при жизни. Таким образом, общий срок охраны авторского права составлял 28 лет с даты первой публикации. Относительно книг, уже напечатанных на момент принятия Закона, предусматривался единый срок охраны в течение 21 года. Особое внимание уделялось охране от несанкционированного копирования опубликованных произведений.
На практике наибольшую выгоду получили издатели-книготоргивци. Закон устанавливал условия регистрации и депонирования: опубликованные книги должны были регистрироваться в Центре книгоиздания, а копии депонироваться для использования в университетах и библиотеках (количество копий в конечном итоге достигло девяти).
Во Франции переход от системы привилегий к системе авторского права является общим изменений в жизни страны, обусловленных революцией отменили привилегии всех видов, включая привилегии издателей. В 1791 и 1793 годах Конституционная ассамблея приняла два декрета, которые заложили основу французской системы авторского права. Декретом 1791 обеспечивалось право автора на публичные исполнения в течение всей его жизни, а также в течение 5 лет после его смерти в пользу его наследников и лиц, которым видступалося это право. Декретом 1793 автору предоставлялось исключительное право переиздание его произведений в течение жизни, а также 10 лет после его смерти в пользу его наследников и правопреемников.
Как видим, такое решение вопроса отличается от норм Устава Анны. Во Франции эти права расцениваются как "права автора» и используются в течение жизни автора независимо от опубликования и соблюдения такой формальности как регистрация. Однако и в Англии, и во Франции эти права рассматривали по существу, как права собственности, обеспечивая автору или его наследникам или правопреемнику имущественную ценность произведения, охраняемого.
Следующий импульс развития авторского права добавили философы Германии, в частности Эммануил Кант. Они видели в авторском праве не просто форму собственности, что обеспечивает экономическую выгоду для автора, а нечто большее - часть своей личности. Наконец, эта идея привела к созданию системы неимущественных или моральных прав, т.е. интеллектуальной собственности.
Международный период охраны авторских прав начался с подписания Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в 1886 году. Дальнейшие рассмотрения Бернской конвенции совершенствовали международную систему охраны авторского права, учитывая достижения технического прогресса, касающиеся авторского и смежных прав.
Загрузка...