Арсенал средств экономической науки является весьма разнообразным. Это - классификация явлений, абстрагирование от второстепенного, обобщение и т.д.. Особая роль здесь принадлежит экономическому моделированию.
Классификация. Классифицировать - различать процессы и явления по определенному критерию (принципу). В частности, по уровню доходов граждане страны могут быть разделены на тех, кто принадлежит к определенному слою общества: низкооплачиваемых, среднего или высшего. По уровню доходности предприятия разделяют на убыточные, малорентабельны, высокорентабельные.
Абстракции. Абстрагирование предусматривает игнорирование определенных воздействий, акцентирование на чем-то одном. Следовательно, речь идет об определенном упрощении действительности. Но оно необходимо, поскольку иначе в сложном мире экономики было бы невозможно выявить определенные закономерности, порядок и логику. Например, если мы хотим объяснить различия в производительности двух производителей, то нам следует сосредоточиться на главном: примененных ими технологиях и способах организации производства. Таким образом, реальная действительность упрощается. Ведь на уровень производительности могут влиять климатические условия, взаимоотношения с поставщиками, даже настроения работников данного предприятия. Но без такого абстрагирования - упрощение - мы никогда не объяснили ни одного явления, не обнаружили бы никакой закономерности.
Обобщение. Тогда, когда исследована достаточное количество фактов и обнаружены повторяющиеся связи, нельзя обобщать или делать выводы, касающиеся определенной группы явлений. Если, например, большое количество потребителей изменяет структуру потребления под влиянием изменения цен, то можно делать обобщения о том, что цены меняют структуру потребления. Графическое изображение. Любой график иллюстрирует зависимость между двумя величинами (переменными). Значение одной величины откладывают на горизонтальной оси графика, другой - на вертикальной. Собственно линия графика демонстрирует характер зависимости между двумя явлениями. Попробуем графически изобразить зависимость величины спроса на конфеты от цены на них. Пусть на вертикальной оси будут откладываться значение цен, а на горизонтальной - количество приобретаемых потребителями конфет. Зависимость между ценами и количеством является обратной: чем ниже цены, тем больше спрос на конфеты. Изобразим это графически.