Производство может быть структурировано по-разному. Важным подходом является его рассмотрение с точки зрения разделения на материальное и нематериальное. Материальное производство охватывает те предприятия и отрасли, производящие материальные блага (промышленность, сельское хозяйство, строительство)
, а также те, которые производят материальные услуги (транспорт, торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт и т.д.).
Нематериальное производство охватывает отрасли, в которых создаются нематериальные блага (духовные и иные ценности), а также предоставляются нематериальные услуги (здравоохранение, образование, научное консультирование и др.)..
Производство материальных и нематериальных услуг формирует сферу услуг. Разделение производства на первичное, вторичное и третичное свидетельствует о том, что одни виды производственной деятельности являются производными от других. Первичное производство основано на непосредственном присвоении того, что дает человеку природа. К первичному производства принадлежит сельское хозяйство (земледелие и животноводство), горнодобывающая промышленность, золотодобывающее производство, лесничество, рыболовство.
Вторичное производство основывается на первичном и является производным от него. Оно охватывает все отрасли обрабатывающей промышленности, которые создают средства производства и продукты питания, а также строительство.
Третичное производство, является производным от первичного и вторичного, - это создание различных услуг. Последние делятся на те, которые обслуживают производство, и на личные. Совокупность предприятий, обслуживающих производство, составляет производственную инфраструктуру. Это - предприятия транспорта, связи, торговли, финансово-кредитной сферы, информации, рекламы и т.п..
Услуги производственного характера оказывают оптовые и розничные торговцы, банкир, страховой и рекламный агент, брокер, водитель и связной.
Социальная инфраструктура охватывает те предприятия, которые непосредственно влияют на состояние и развитие отдельных людей, предоставляя им нематериальные формы богатства, и удовлетворяют социальные и духовные потребности. Это - здравоохранение, физическая культура, образование, жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание, пассажирский транспорт и связь, культура и искусство и т.д.. Так, в социальной инфраструктуре создаются социальные услуги. Работа в этих областях является общественно необходимым и полезным. Закономерным является то, что в развитых странах социальная инфраструктура превратилась в мощный сектор производства, довольно быстро растет. В частности, число занятых только в секторе частных услуг США в течение 1980-1995 годов выросло так: в сфере здравоохранения - на 60%, в гостиничном хозяйстве - более 50%, в образовании - на 40%, в розничной торговле - примерно на 30%.
Загрузка...