Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Проблема отбора судей к национальной судебной системы является одной из актуальных и нерешенных. Продолжается обсуждение законопроекта «О статусе судей и судоустройстве» от 08.07.2008 г., подготовленного

Комитетом по вопросам правосудия Верховной Рады Украины в результате объединения предыдущих двух законопроектов «О судоустройстве Украины» и «О статусе судей» от 27 декабря 2006 эти два законопроекта были подготовлены Национальной комиссией по укреплению демократии и утверждению верховенства права и принятые Верховной Радой Украины 3 апреля 2007 г. в первом чтении. 5 февраля 2010 в Национальной Академии наук Украины состоялось обсуждение экспертного заключения Совета Европы на проект Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», подготовленный по просьбе Министерства юстиции Украины. Отмечена важность при подготовке законопроекта максимального внедрения европейских стандартов.

 

Украина делает действующие шаги к вступлению в Европейский Союз. Одним из них является ратификация Конвенции о защите прав человека и основных свобод в 1997 г. Это первый международный договор, направленный на имплементацию Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Имплементация (от лат. Implere - достигать, выполнять, осуществлять) - это организационно-правовая деятельность государств в целях реализации своих международно-правовых обязательств.

 

Конвенция была принята Советом Европы 4 ноября 1950 г. и вступила юридической силы 3 сентября 1953 после ратификации 8 государств. Она является основополагающим европейским договором, имеет высшую политическую, моральную и юридическую силу. В связи с этим 23 февраля 2006 г. Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека», что стало подтверждением серьезного намерения Украины внедрять европейские стандарты соблюдения прав человека и основных свобод. Украина, признав примат международного права, признает Европейской конвенции приоритет в национального законодательства. Таким образом, материальная норма международного права должна обязательно быть реализована.

 

Учитывая это, по нашему мнению, возникает еще одна задача, которую необходимо выполнить Украина для полноты и соответствия европейским и международным стандартам. Это воплощение критерия нравственности относительно избрания или назначения судей. Сравнивая международные, европейские и национальные нормы, отметим различные критерии и требования относительно избрания на должность судей. В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод указанные критерии и требования к кандидатам на должность судьи Европейского Суда. Согласно п. 1 ст. 21 должностными критериями являются: высокие моральные качества, квалификация, необходимая для назначения на высокую судейскую должность, статус юриста с признанным авторитетом.

 

В Статуте Международного Суда ООН указано, что Международный Суд является главным судебным органом ООН, создается и действует в соответствии со своим Уставом. В главе 1 «Организация Суда» указанные требования и критерий к судье Международного Суда. Согласно ч. 1 ст. 2 Суд состоит из коллегии независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или они являются юристами с признанным авторитетом в области международного права.

 

Отметим единство критерия к кандидатам на должность судей Международного Суда ООН и Европейского Суда, это требование иметь высокие моральные качества и быть лицом высоких моральных качеств. Итак, это императивная требование, т.е. обязательная как для судей, так и для государств, которые предлагают кандидатуры для избрания на должность судьи.

 

В Украине процедура отбора кандидатов проводилась в соответствии с Указом Президента Украины № 869/2007 от 14 сентября 2007 г. «Вопросы отбора кандидатур для избрания на должность судьи Европейского Суда по правам человека от Украины». Конкурс же проводится в соответствии с Порядком проведения конкурса по отбору кандидатов для избрания судьей Европейского Суда по правам человека от Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 1 ноября 2007 г. № 1043. Согласно ему кандидатом на должность судьи Европейского Суда по правам человека может быть гражданин Украины, который: имеет полное высшее юридическое образование и стаж работы в области права, в том числе в должности судьи, или опыт научной или преподавательской деятельности в этой сфере не менее десять лет, или опыт деятельности в сфере защиты прав человека и основных свобод, имеет основательные знания положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, протоколов к ней и практики Европейского Суда по правам человека; свободно владеет одним из официальных языков Совета Европы (английский или французском). Следовательно, к кандидатам для избрания судьей Европейского Суда по правам человека от Украины среди требований отсутствует основополагающий критерий - иметь высокие моральные качества.

 

В Законе Украины «О статусе судей» глава 2 посвящена избранию судей для осуществления правосудия [1]. В частности, ст. 7 устанавливает право на занятие судебной должности. 1. На должность судьи может быть рекомендован квалификационной комиссией судей гражданин Украины не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области права не менее 3 лет, проживающий в Украине не менее 10 лет и владеющий государственным языком. 2. Судьей апелляционного суда, если иное не предусмотрено законом, может быть гражданин Украины, достигший на день избрания 30 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы в области права не менее 5 лет, в том числе не менее 3 лет в должности судьи . 3. Судьей высшего специализированного суда может быть гражданин Украины не моложе 30 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы в области права не менее 7 лет, в том числе не менее 5 лет на должности судьи. 4. Судьей Верховного Суда Украины может быть гражданин Украины, достигший на день избрания 35 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы в области права не менее 10 лет, в том числе не менее 5 лет на должности судьи.

 

Обратимся к Закону Украины «О Конституционном Суде Украины», в частности к главе 3 «Судьи Конституционного Суда Украины». В ст. 16 определено требования к судье Конституционного Суда Украины [2]. «Судьей Конституционного Суда Украины может быть гражданин Украины, который на день назначения достиг 40 лет, имеет высшее юридическое образование, стаж практической, научной или педагогической работы по специальности не менее 10 лет, владеющий государственным языком и проживающий в Украине в течение последних 20 лет».

 

Анализируя национальное законодательство, еще раз убеждаемся в том, что нет ни слова о моральный императив отношении лица судьи. Итак, к судьям украинского правосудия такой императивного требования, как иметь высокие моральные качества и быть лицом высоких моральных качеств, законодатель не ставил. Но общественное и общественное мнение уже поставила на обсуждение проблему соответствия судьям европейским и международным стандартам. При нерешение этого вопроса можно предположить, что правосудие, которое является синонимом справедливости, может быть несправедливым? Судья, принимая «благодарность» за неправовые решения, явно нарушает украинское законодательство, ведь императивная норма быть лицом высоких моральных качеств отсутствует в национальном законодательстве. Досадными есть неединичные факты судей-взяточников, число которых растет с каждым годом. Правовой принцип независимости правосудия в украинском варианте оказался «в пользу» отдельным судьям.

 

По материалам СБУ, за первый квартал 2009 г. в отношении судей были возбуждены 24 уголовных дела. Глава СБУ подчеркнул, что подавляющее большинство этих уголовных дел возбуждено по признакам взяточничества судей по заранее неправомерные решения. В 2006 г. в отношении судей было возбуждено 29 уголовных дел, 2007 г. - 43, в 2008 г. - 52 [3, с. 6]. Итак, статистические данные свидетельствуют о тенденции к увеличению фактов взяточничества и коррумпированности судейского аппарата.

 

В связи с этим во время парламентских слушаний о состоянии правосудия 18 марта 2009 Председатель Верховного Суда Украины В. Онопенко справедливо заметил, что «следует усовершенствовать механизм отбора судейских кадров и порядок привлечения их к ответственности» [4]. Судьи должны быть людьми с безупречной репутацией. Такая репутация для будущего судьи - не всего его достояния, о чистоте которого нужно заботиться протяжении всей будущей судейской деятельности [5].

 

Что может стать мерилом нравственности человека? Считаем, следует обратиться к мировой и украинской правовой и философского наследия, в частности трудов Гегеля, Канта, М.К. Ренненкампфа, Ф.В. Тарановский, М.И. Палиенко и других выдающихся мыслителей. Мнения ученых определяют дальнейшее развитие общественных явлений, к найчут-ших вопросов жизни людей и поэтому должны быть услышанными.

 

Деятельность международных организаций (ООН, Совета Европы и др.). Свидетельствует, что значительная часть человеческого сообщества стремится выработать единые, унифицированные правила с целью согласованного поведения для жизни в безопасном мире. Считаем, Украине следует учесть международную практику и гармонизировать внутреннее законодательство. И поэтому предлагаем внести изменения в национальное законодательство и изложить норму в проектах законов о внесении изменений в законопроект «О статусе судей и судоустройстве» от 08. 07. 2008 г с учетом критерия нравственности как императивного требования при избрании или назначении на должность судьи, и это требование, по нашему мнению, должна стать императивной нормой.

 

Следует изложить ст. 16 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» в следующей редакции: «Судьей Конституционного Суда Украины может быть гражданин Украины, который является лицом высоких моральных качеств, на день назначения достиг сорока лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж практической, научной или педагогической работы по специальности не менее десяти лет, владеющий государственным языком и проживающий в Украине в течение последних двадцати лет ».

 

Согласны с мнением, что судебно-правовой реформе не должны осуществлять только судьи, потому что это даже опасно [6, с. 3]. Реформирование судебно-правовового системы следует осуществлять всем обществом, обовьязкомим привлечением ученых.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии