Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Актуальной научной проблемой являются те новые потребности и требования, международный экономический кризис ставит перед правовым регулированием экономики. Особенно это касается перестрахования, которое нормативно почти не урегулирован.

 

 

Исследованием перестрахования занимались такие ученые, как М.И. Брагинский, С.В. Дедиков, Д.А. Ждан-Пушкина, Г. Ф. Шершеневич, В.А. Сухов, А. Чураков, В. сереб-Островский, К. Ю. Бубнова, А. К. Ивлева, Ю. Б. Фогельсон, В.К. Райхер, Т.В. Татарина, П. Вержбицкий, Н.Б. Пацурия, К. Г.Семенова и др.. Но вопросу требований к субъектам перестать-Рахов деятельности внимание почти не уделялось. Поэтому попробуем дать ответ на вопрос, какие именно требования предъявляются к субъектам перестраховочной деятельности украинским и зарубежным законодательством, потребности имеет страховой рынок и какие изменения следует внести для оптимального варианта нормативного регулирования перестрахования. При ответе на эти вопросы, по нашему мнению, следует исходить из тех особенностей, которые имеет на данный момент пе-рестраховий рынок. К ним следует отнести глобализацию перестраховочного рынка, денационализации стандартов, информатизации и ввода сложных ИТ-систем, доминирование на рынке международных финансово-правовых групп и т.п..

 

Правовые основы перестрахования в Украине определяются Гражданским кодексом Украины, Хозяйственным кодексом Украины, Законом Украины «О страховании» в редакции от 4 октября 2001 г. № 2745-III, Постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Положения о порядке осуществления операций по перестрахованию» от 24 октября 1996 г. № 1290, Порядком и требованиями по осуществлению перестрахования у страховщика (перестраховщика) нерезидента, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 4 февраля 2004 г. № 124 и Распоряжением Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины № 155 от 05.12.2003 г . «О Едином государственном реестре страховщиков (перестраховщиков) Украины».

 

Договора перестрахования в Гражданском и Хозяйственном кодексах и Законе Украины «О страховании» от 7 марта 1996 г. № 85/96-ВР (далее - Закон о страховании) посвящено лишь по одной статье, которые дублируют друг друга и согласно которым перестрахование - это страхование одним страховщиком (цедентом, перестрахователем) на определенных договором условиях риска выполнения части своих обязанностей перед страхователем у другого страховщика (перестраховщика) резидента или нерезидента, имеющего статус страховщика или перестраховщика, согласно законодательству страны, в которой он зарегистрирован.

 

Украинским законодательством аналогичные требования распространяются на субъектов как страховой, так и перестраховочной деятельности. Не различая страхования и перестрахования как два самостоятельных вида предпринимательской деятельности, законодатель одинаково подошел к регулированию порядка создания, в том числе лицензирования, функционирования и прекращения деятельности страховых и профессиональных перестраховочных компаний, государственного надзора за страховой и перестраховочной деятельностью, договоров страхования и перестрахования. Позиция законодателя по этому вопросу противоречит мировой практике. В зарубежных странах доминирует установка для профессиональных перестраховщиков повышенных требований к запаса платежеспособности, более высокие квалификационные требования для руководителей перестраховочных компаний, отличный государственный надзор сравнению с наблюдением за страховой деятельностью.

 

В Европейском Союзе перестрахования регулируется директивой 2005/68/ЕС «О ведении перестраховочной деятельности и о внесении изменений в директивы Совета 73/239/ЕЭС, 92/49/ЭЕС, принятой 16 ноября 2005 Европейским парламентом и Европейским Советом, а также директивой 98/78/ЕС и 2002/83/ЕС »(далее - Директива). Указанная Директива устанавливает рамки регулирования деятельности по перестрахованию на территории стран-участниц Европейского Союза и Европейского экономического пространства (далее - Сообщество). Разрешение на ведение деятельности по перестрахованию обусловлен получением лицензии в соответствующем органе страны-участницы, где расположен перестраховщик. Лицензии выдаются как в случае, если перестраховщик ходатайствует о получении лицензии до начала ведения деятельности по перестрахованию, так и после этого. В Директиве также определяется организационно-правовая форма, которую перестраховщик обязан соблюсти. Необходимо, чтобы перестраховщик был зарегистрирован или как акционерное общество, или в форме так называемого европейского общества (компании), как определено в постановлении Совета № 2157/2001, директиве Совета № 2001/86/ЕС. Нормативная основа деятельности европейской компании является общей только в том случае, если это касается регулирования, определенного европейским правом. В остальном возможно диспозитивной национальное регулирование. Возможно, что в отдельных деталях каждая страна-участница будет разное правовое оформление.

 

Директива 64/225/ЕЕС отменила ограничения на право свободы осуществления предпринимательской деятельности и свободы предоставления услуг в сфере перестрахования, связанные с местонахождением перестраховщика. Однако она не отменила ограничения, которые связаны с определенными неувязками, возникающие между национальными условиями дер-жал-членов по надзору за перестрахованием. Данная ситуация привела к существованию в рамках ЕС различных по уровню надзора перестраховочных компаний, что создало объективные препятствия по определению: типа перестраховочных обязательств, активов перестраховщиков, требований к марже их платежеспособности и др.. Именно это обусловило необходимость принятия Директивы 2005/68/ЕС, которая в статье 1 определила понятие перестрахования как деятельности, которая заключается в принятии рисков страховой компанией или другой перестраховочной компанией, и установила следующие обязательные условия для перестраховочных компаний с целью проведения ими деятельности по перестрахования: обязательное получение лицензии на право осуществления операций по перестрахованию (ст. 3), для начала деятельности и с целью получения лицензии предоставлять компетентным надзорным органом государства-члена местонахождение схему операций, которая должна включать следующие элементы: перечень рисков, которые перестраховщик имеет намерен покрывать, виды перестрахования руководящие принципы ретроцессии, условия относительно минимального гарантийного фонда, оценку административных затрат; дополнительно на первые три финансовых года собственной перестраховочной деятельности перестраховщик подает надзорным органам государства-члена местонахождение бизнес-план, который должен содержать: оценку управленческих расходов; расчет премий (вкладов, требований); расчет маржи платежеспособности; бухгалтерский баланс, возможность обжалования решения надзорных органов государств-членов местонахождения относительно отказа в выдаче лицензии; обязательность представления перестраховщиками ежегодного и периодического финансовой и бухгалтерской отчетности в соответствующие государственные органы и соответствующие статистические данные в компетентных органов государств-членов местонахождение, обеспечить надлежащий уровень (маржу) платежеспособности, обеспечить наличие гарантийного капитала, который должен быть меньше суммы, эквивалентной 3 000 000 евро. Согласно ст. 40 Директивы 2005/68/ЕС в случае, если маржа платежеспособности станет ниже минимального размера гарантийного капитала, следует предоставить надзорным органам государства-члена в соответствии информацию.

 

По нашему мнению, интеграция вышеупомянутых положений в украинское законодательство была бы логичной, ведь специфика перестраховочной деятельности требует специального государственного надзора и повышенных требований к перестраховщикам. Поэтому мы считаем целесообразным внести изменения в Закон Украины «О страховании» и закрепить в нем, перестраховщиком является юридическое лицо в форме акционерного общества, которая зарегистрирована по законодательству Украины и получила в установленном порядке лицензию на осуществление перестрахования и имеет минимальный уставный капитал в сумме, эквивалентной 3 000 000 евро.

 

В отличие от европейского законодательства украинским не содержит требований к капитализации перестраховщика. Чтобы действительно оставить наиболее конкурентоспособных и финансово надежных перестраховщиков, необходимо не столько урегулировать размер, сколько качество уставных капиталов. Сложность заключается в том, что контроль за качеством уставных капиталов, за ликвидностью включенных в него активов чрезвычайно сложной процедурой. В ЕС она определяется режимом Solvency I, но он не учитывал то, что компании могут пострадать от риска природных катастроф или рыночного риска. Эти риски учтены Solvency II, введение которого приведет к значительному увеличению требований платежеспособности. Указанные требования вступят в силу в 2012 г. По нашему мнению, введение таких правил было бы полезным и в Украине.

 

Разработкой данной проблемы занималась также Международная ассоциация органов надзора за страховой деятельностью, которой еще в 2004 г. был разработан Принципы по достаточности капитала и платежеспособности. Этот документ определяет принципы, которые должны быть основой для режимов обеспечения платежеспособности. По нашему мнению, украинская законодателю следует обратить внимание на положения данного документа.

 

Что касается государственного надзора за страховой и перестраховочной деятельностью, то он не разграничивается. Функции и полномочия Госфинуслуг не обобщены, рассеянные по разным нормативно-правовым актам, один исчерпывающий перечень полномочий пополняется другим исчерпывающим перечнем. Считается, что законодателем установлена дискриминационная норма относительно перестраховщиков в части права требовать проведения дополнительных тематических проверок, поскольку Госфинуслуг может проводить их по заявлению страхователей, правоохранительных органов и других органов государственной власти. То есть, если с таким заявлением обратится перестраховщик, то дополнительной проверки перестраховщика проведено не будет.

 

Прослеживается общемировая тенденция к детальной правовой регламентации субъектов, осуществляющих перестрахование, чем, собственно, самих условий заключения договора перестрахования. Но в отличие от Европы в нашей стране, как и в других странах СНГ, на договор перестрахования распространяется правовой режим страхования, что противоречит общепринятым обычаям и природе договора перестрахования. Свои коррективы также вносит специфика развития перестрахования в нашем государстве.

 

Итак, исходя из того, что договор страхования и договор перестрахования различными видами договоров, страховая и перестраховочная деятельность имеют лицензироваться отдельно. Для предоставления услуг по перестрахованию страховые (перестраховочные) компании должны получать специальные лицензии на перестрахование. Поскольку перестраховочные компании должны быть более экономически состоятельными, то целесообразно увеличить размеры их уставных капиталов. Целесообразно внести изменения в Закон Украины «О страховании» и закрепить в нем, перестраховщиком является юридическое лицо в форме акционерного общества, которая зарегистрирована по законодательству Украины, получила в установленном порядке лицензию на осуществление перестрахования и имеет минимальный уставный капитал в сумме, эквивалентной 3 000 000 евро.

 

Следует установить и требования к руководителям перестраховочных компаний (например, опыт работы в страховании (перестраховании) не менее 5 лет), поскольку осуществление встретил-штриховой деятельности требует специальных знаний. К этим требованиям обязательно надо добавить отсутствие нарушений страхового законодательства, наличие перестраховочной стратегии и т..



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии