Социально-экономические и политические преобразования в России усиливают интеграцию нашей страны в правовую систему мирового сообщества. В Конституции РФ 1993 г. был закреплен принцип приоритета международного права над правом национальным.
Под воздействием процессов глобализации государствам приходится корректировать свое право, приспосабливаясь к современным условиям развития событий. На рубеже веков страны-члены ООН особо отметили «необходимость более тесной координации и сотрудничества между государствами в решении мировой проблемы преступности, учитывая, что борьба с ней является общей и совместной обязанностью» [1].
В настоящее время отчетливо прослеживается тенденция влияния международного уголовного права на уголовное право национальных государств, обусловленная сущностью процессов глобализации. 20-27 сентября 2009 г. в Стамбуле состоялся Восемнадцатый международный конгресс уголовного права, организованный Международной ассоциацией уголовного права (AIDP/IAPL), работа всех секций которого была объединена одной общей темой — влиянием процессов глобализации на развитие уголовного права и уголовного правосудия.
Практика борьбы с преступностью, особенно с ее организованными формами, немыслима без применения специальных мер по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и защиты их от возможных преступных посягательств. Уверенность свидетелей, потерпевших и других категорий защищаемых лиц в собственной безопасности и безопасности своих близких, отсутствие давления на них со стороны лиц, противодействующих расследовании, — непременные условия эффективного осуществления правосудия.
Современные тенденции преступности обусловливают то, что возможность уголовного наказания уже не удерживает преступников от угроз и насилия в отношении тех лиц, которые изобличают их в преступности. Страх жертв и свидетелей преступлений перед преступным миром достигли масштабов, которые заставили говорить о себе не только специалистов на национальном уровне. Еще десятилетия назад экспертами международного сообщества признано, что угрозы и насилие в отношении лиц, сотрудничающих с правоохранительными органами, стали «наиболее распространенным средством подрыва системы уголовного правосудия».
Международное сообщество в рамках уголовного правосудия уделяет большое внимание эффективной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса. Международные правовые акты играют роль интеграционных механизмов, способствующих имплементации передовых и наиболее эффективных методов защиты участников уголовного судопроизводства в национальные правовые системы. Таким образом, актуальность вопросов влияния норм международного права на развитие национального законодательства в сфере защиты участников уголовного судопроизводства не вызывает сомнений.
Проблемам обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства в специальной литературе уделено достаточно большое внимание. Однако в основном работы основаны на национальном (российском) законодательстве. Среди исследований, посвященных анализу влияния норм международного права на российскую уголовно-правовую политику в сфере защиты участников уголовного судопроизводства, можно выделить работы К.О. Ромодановского [6], О.А. Зайцева [2], Н.С. Томиловой [7], Б.Б. Ильясова [3], С.М. Ягофарова [9]. Тем не менее большинство вопросов данной темы остаются дискуссионными и требуют дальнейшего осмысления с учетом реалий современного состояния преступности и противодействия правосудию со стороны заинтересованных лиц.
Среди международных организаций, оказывающих влияние на развитие международного сообщества, можно выделить Организацию Объединенных Наций (ООН), которая разработала значительный объем нормативных актов по борьбе с преступностью и защите участников уголовного судопроизводства. В русле общего процесса правовой интеграции, активным участником которого становится Россия, приближение российского законодательства к этим стандартам является естественным и необходимым. Признание приоритета международного права также предполагает дальнейшее развитие национальных правовых систем на основе международных стандартов. Так, на VII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, проходившем в 1985 г. в Милане, были приняты «Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов», которые были впоследствии одобрены Генеральной Ассамблеей ООН в резолюциях 40/32 от 29 ноября 1985 г. и 40/146 от 13 декабря 1985 г. Также ГА ООН принята Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью [5], которая провозгласила приоритетными задачами уголовной юстиции правовую защиту криминальных жертв, обеспечение им доступа к механизмам правосудия на всех стадиях уголовного процесса, полное возмещение им физического, имущественного и морального ущерба в форме реституции и компенсации. Тем самым ООН было подтверждено огромное значение роли и статуса жертв для политики в области уголовного права и отправления правосудия. Во исполнение данной декларации была принята Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Осуществление Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью» [4].
УІІІ Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 27 августа — 7 сентября 1990 г.) принял «Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование», а также «Меры по борьбе с международным терроризмом», в котором содержатся три самостоятельных раздела, посвященных защите участников уголовного судопроизводства: «Защита судей и работников уголовного правосудия», «Защита жертв» и «Защита свидетелей». Таким образом, в указанных документах содержатся основные международные принципы защиты участников уголовного судопроизводства, которые оказывают существенное влияние на правовую систему России.
Анализ международно-правовых документов позволяет сделать вывод о том, что правовое обеспечение безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе, рассматривается международным сообществом в качестве необходимого элемента борьбы с преступностью в современных условиях.
Изучение российской правоприменительной практики показывает, что в последнее десятилетие незаконное воздействие на судей, следователей, свидетелей, потерпевших, обвиняемых, адвокатов и других участников процесса приобрело характер масштабной социально-правовой проблемы. Новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации впервые закрепил обязанность судебно-следственных органов принимать в пределах своей компетенции меры безопасности в отношении участников судопроизводства, которым угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества либо иными опасными противоправными деяниями (ч. 3 ст. 11 УПК РФ) [8]. Таким образом, в российской правовой системе были заложены основы для создания института государственной защиты участников уголовного судопроизводства.
Подводя итог, можно отметить, что унификация международных и национальных норм в сфере уголовного права и процесса является необходимым условием объединения усилий различных государств в деле борьбы с преступностью, которая в условиях глобализации также приобретает глобальный характер.
Совокупность общеобязательных правил поведения и норм рекомендательного характера, закрепленных как в международно-правовых актах, так и в национальном законодательстве, создает правовую основу для решения проблемы защиты государством участников уголовного судопроизводства. Эти правила выражают общепринятую позицию мирового сообщества, интересы населения отдельного государства и его политического руководства. Поэтому ориентация на международные стандарты охраны прав и свобод человека позволит значительно ускорить создание эффективной системы защиты участников уголовного судопроизводства в ходе расследования уголовных дел и судебных разбирательств.
Загрузка...