Из этого вытекает проблема демократизации украинской политической системы, важным аспектом которой является информационная открытость власти. Уровень открытости власти является критерием демократичности государственной власти. Термин "информационная открытость" означает:
а) свободу доступа к информационным ресурсам государства на наличие эффективных процедур ее обеспечения;
б) наличие механизмов обязательного информирования граждан о своей деятельности.
Степень открытости власти обусловлена действующим политическим строем. По тоталитаризма и авторитаризма граждане получают от государства не информацию, а пропаганду; государство культивирует секретность. Особое значение информационная открытость имеет в условиях перехода от тоталитаризма к демократии. Эффективность информирования общества о действиях власти определяются следующими требованиями к информации: актуальность, достоверность, достаточность, доступность, качественность. К принципам информационной открытости власти относят:
1. максимальное обнародования;
2. обязательность опубликования;
3. стимулирования отрытого правительства;
4. ограничение сферы исключений и их мотивированность;
5. четкая процедура доступа;
6. принцип бесплатного предоставления информации гражданам.
В демократических странах к наиболее эффективных механизмов защиты права граждан получать доступ к государственной информации - это право обращения в суд в случае необоснованного отказа в предоставлении информации. Граждане даже не обязаны обосновывать свою правоту, такая обязанность возложена на государственные органы. К основным причинам ограничения доступа граждан к информации в западных странах относятся: ограничения в интересах национальной безопасности, с целью защиты экономических интересов государства, соблюдения правопорядка, защиты международных отношений.
В Украине пока не существует закона, который бы гарантировал информационную открытость государства. Есть только проекты законов. Например, «Об информационной открытости органов государственной власти и высших должностных лиц Украины». Проект определяет перечень органов власти, которые подпадают под действие закона, формулирует понятие "информационная открытость", которая заключается «в создании для граждан и юридических лиц Украины возможности свободно получать информацию об этих органах и их должностных лиц в объемах и порядке, установленных законом». Открытость должна обеспечиваться путем опубликования информации, сообщения по радио и телевидению, издание специальных бюллетеней, предоставления платных справок.
Исследователи ряд замечаний к этому законопроекту. Например, не выдерживает критики положение о "платную основу" предоставление справок, поскольку государство и так существует на средства граждан; вызывает сомнения статья о том, что «не подлежащие огласке сведения, которые могут повредить безопасности личности, государства, общества», поскольку до сих сведений может попасть любая информация (расписание рабочего дня, количество работников и т.д.) Действие закона должно распространяться только на высшие органы власти, но в перечень органов, которые должны обнародовать информацию о своей деятельности, не входят местные органы власти. Также вызывает возражения статья о "ограничения сведений, которые не могут быть обнародованы". Список таких сведений является нецелесообразным, поскольку эта сфера четко определена Законом "О государственной тайне" и "Перечнем сведений, составляющих государственную тайну". Демократическое государство не должно действовать по принципу максимального засекречивания, в том числе, засекречивания "на всякий случай". Этот законопроект нарушает ст. 10 "Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод", не регулирует баланс между потребностью государства засекречивать информацию о своей деятельности и интересом общества к информации о государственных органах.
Загрузка...