Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Деятельность человека всегда обусловлена не одним, а несколькими мотивами. Они могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми, играть доминирующую и побочную роль.



Система доминирующих мотивов поведения и деятельности определяет направленность личности. Ведущие мотивы подчиняют себе все остальные, поэтому мотивационная сфера личности имеет иерархическую структуру. Но на поведение человека влияют и побуждения, мало осознаются.

Виды направленности.

В зависимости от того, какие мотивы в деятельности и поведении играют доминирующую роль, различают следующие виды направленности:

- Личностная направленность. Характеризуется преобладанием в личности мотивов, направленных на обеспечение личного благополучия. Например, успешно закончить вуз, чтобы сделать хорошую карьеру;

- Коллективистская направленность. Обусловлена преобладанием мотивов, направленных на обеспечение успеха в совместной работе. Например, попытки получить командную победу в соревнованиях;

- Деловая направленность. Отражает преобладание мотивов, которые порождены деятельностью и ориентированные на нее интерес к труду, желание овладеть конкретным видом деятельности и т.д..

Направленность основном определяется осознанными мотивами поведения - целями, интересами, идеалами и убеждениями. Если осознается не только цель, но и возможность ее достижения, то речь идет о перспективе личности. Например, юноша мечтает получить профессию инженера. Тщательно подготовившись к поступлению в вуз, он на первом вступительном экзамене получает высокую оценку. Впоследствии убеждается в обоснованности своих надежд и осознает свое обучение в вузе не только как цель, но и как реальную перспективу.

Неосознаваемые мотивы.

К ним относятся разнообразные побуждения, в которых не осознается причина выбора действий и поступков. При этом человек не может объяснить почему она себя повела так, а не иначе. К неосознаваемых мотивов относятся поезд и установка.

Поезд - неосознаваемое, нецеленаправленными побуждения, выражается в чувственном переживании потребности и не вызывает активных действий.

Он является первичным эмоциональным проявлением потребности человека в чем-то. Это побуждение, не опосредованное сознательным целеобразования. Оно еще не имеет конкретного предметного выражения. Например, человек испытывает влечение к работе. Но что ей хочется делать, она сначала не осознает.

Установка - неосознаваемая готовность личности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена потребность.

Установки бывают положительные и отрицательные. Например, человеку его знакомые рассказали о враче - хорошего специалиста, который поставил на ноги многих больных. У нее появляется положительная установка «этот врач является хорошим специалистом» еще до встречи с ним. Если же кого-то на рынке несколько раз обсчитали, обвесили, у него формируется негативная установка - «все продавцы - люди нечестные», хотя в действительности это далеко не так.

Осознаваемые мотивы. Это мотивы, в которых осознается причина, что является основой выбора действий и поступков человека. К осознаваемых мотивов относятся интересы, убеждения, стремления.

Интерес (лат. interesse - быть внутри) - эмоциональный проявление познавательных потребностей человека, реализуется в направленности человека на определенные объекты, стремлении глубже и полнее их опознать.

Интересы человека не врожденные. Они возникают и развиваются в течение ее жизни. Побуждая личность к деятельности, интерес активизирует ее. Когда человек заинтересован тем, что делает, она работает энергично, живо, творчески, получая удовольствие даже тогда, когда работа сложная и требует значительного напряжения. Субъективно интересы оказываются в положительном отношении к объекту познания. Они очень разнообразны, их классифицируют по содержанию, целью, широтой и устойчивостью.

По содержанию интересы бывают учебными, общественными, научными, читательскими, трудовыми и др.. Всего видов интересов существует столько, сколько видов человеческой деятельности.

В целях интересы разделяют на непосредственные и косвенные. Непосредственным является интерес к содержанию определенной деятельности и процесса ее выполнения. Он обусловлен эмоциональной привлекательностью объектов. Опосредованный интерес возникает к результату деятельности, хотя сам процесс не всегда интересует субъекта.

По широте различают интересы широкие и узкие. Широкие интересы проявляются в нескольких областях деятельности, а узкие сконцентрировано в одной. Широта и узость интересов связанные с их глубиной и поверхностностью. Чем шире интересы личности, тем они поверхностным. Узость интересов связана с их глубиной. Важной чертой личности является наличие у него нескольких глубоких интересов.

По устойчивости различают устойчивые и неустойчивые интересы. Устойчивый интерес характеризуется продолжительностью сохранения интенсивной сосредоточенности на объекте или области деятельности. В последнее время психологи считают, что устойчивый и интенсивный интерес к определенной области деятельности является диагностическим показателем возможных способностей. Неустойчивый интерес проявляется в краткосрочной сосредоточенности на объекте.

Важным аспектом мировоззрения, содержащий не только систему взглядов человека на мир, но и характеризует духовное лицо и определяет ее общую направленность, является убеждение.

Убеждение-система мотивов, побуждающих личность действовать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрения.

Ими являются знания, в истинности и важности которых человек уверен и которыми она руководствуется в своих действиях и поступках. их сила и твердость зависят не только от логической обоснованности, но и от их жизненной важности. Превращение знаний по убеждению является сложным и длительным процессом.

Важную роль в жизнедеятельности личности играют и стремления.

Стремление - осознанный мотив, в котором обнаружена потребность, которая может быть удовлетворена с помощью волевых усилий.

Стремление могут иметь различную психологическую форму. Одним из конкретных их проявлений есть мечта - созданный фантазией образ желаемого будущего, что побуждает человека не только представлять то, что нужно сделать, но и поддерживает и усиливает ее энергию. К стремлениям относят и страсти - мотивы, в которых выражаются потребности, имеющие непреодолимую силу и оттесняют в деятельности человека все, что не связано со значимым объектом. Стремлениями также идеалы как потребность следовать примеру, принят личностью за образец поведения. Зависимости от возраста личности идеалом может служить конкретный человек или обобщенный образ.

Мечты, страсти и идеалы по своему содержанию бывают высокими и низкими и играют разную роль в деятельности человека и жизни общества.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии