Первая задача, которую необходимо решать при сборке одноэтажного производственного здания - это размещение колонн в плане. Размещение колонн в плане должно соответствовать технологическим, конструктивным и
экономическим требованиям и обязательно согласовываться с "Основными положениями по унификации объемно-планировочных и конструктивных решений промышленных зданий". Учет требований унификации габаритных схем зданий, а также отдельных конструктивных элементов, необходимо с целью обеспечения однотипности параметров объектов строительства, серийносты изготовления конструкций, эффективно использования технологического оборудования для изготовления конструкций, повышения производительности труда и т.д..
В основе унификации лежит модульная координация размеров в строительстве. Основной модуль М = 100 мм. Предпочтение отдается использованию прямоугольной пространственной координационно системы (хотя допускается Косоугольная, центристская и другие).
Важно создать жесткий каркас. Для этого колонны следует размеще в плане так, Чтобы их можно было Объединить в поперечные рамы, есть ряды колонн устанавливаются по одной оси (рис.9.12).
Расстояние между продольнымы (координатными) осями (осями колонн соседних рядов) называется пролета L. Пролет зависит, в основном, от технологического процесса, Который пройдет в этом здании, и кратный модулю 6 м (60М): L = 18, 24, 30, 36 и 42 м.
Расстояние между поперечнымы (цифровыми) осями называется шагом В. Шаг кратный модулю 6 м (60М): В = 6, 12 м (равный длине стеновых панелей). Величина шага не зависит от технологии и определяется сравнения вариантов. Рекомендуется: В = 12 м - при L> 30 м, Н> 14 м, Q> 50 т, В = 6 м - при меньших параметрах.
В торцах здания колонны смещаются из сетки на 500 мм внутрь здания для удобства устройство углов (для возможности использования типовых стеновых панелей длиной 6 м или 12 м и избежать дополнительных (отборных) элементов стенового ограждения).
В многопролетных зданиях шаг внутренних колонн часто принимается большим, Исходя из требований технологического процесса, но всегда кратным шагу внешним колонн.
При значительных размерах здания по длине в продольных элементах каркаса от изменения температуры возникают нарастающие деформации, вызывающие дополнительные напряжения в колоннах от сгиба. Изгиб колонн может привести к разрушению ограждающих конструкций. Во избежание этого необходимо вдоль здания устраивать поперечные температурные швы, которыми здание делится на Отдельные температурные отсеки. Предельные размеры температурных отсеков установлены в табл. 42 [1]. Если швы НЕ устраиваются, то конструкции рассчитываются на воздействие температуры.
Температурные швы выполняются на четных колоннах. Все Продольные элементы в месте температурного шва Должны быть разрезаны. Расстояние между осями примыкающем к шву колонн и осью температурного шва принимаются 500 мм. Например: для отапливаемых зданий длина температурного отсека в климатическом районе Ровно - 230 м. В общем Предельные размеры температурных отсеков зависят от типа здания (отапливаемое или неотапливаемое), типа каркаса (стальной или железобетонные) и климатического района строительства (температуры наружного воздуха).
Аналогичные швы устраивают и по ширине здания (Продольные температурные швы), разрезая многопролетные здания на две и более, или устраивают подвижные опирания ригелей в соответствующих пролета. Например, для отапливаемых зданий Продольные температурные швы устраиваются через 150 м по ширине здания.
В Некоторых случаях планировки здания, обусловлено технологическим процессом, требует, Чтобы Продольные ряды пролетов здания размещались во взаимно перпендикулярных направлениях. При этом возникает необходимость в дополнительной разбивочные оси. Расстояние между осью продольного ряда колонн одного отсека и осью торца примыкающего к нему на другой отсека принимается равной 1000 мм, а колонны смещаются по оси внутрь на 500 мм