Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Политическая карта мира является географической картой, отражающей размещение стран (государств) на нашей планете. Политические карты делятся на общие (обзорные) и специальные. Общие передают особенности

размещения стран, важнейших политических и стратегических центров, международных и внутригосударственных коммуникаций. На специальных политических картах показывают отдельные политические проблемы, явления и события.

Политическая карта мира отражает динамическое состояние различных форм государственных образований нашей планеты в их эволюции и постоянных взаимоотношениях, геопространственные свойства политической организации общества и его подсистем. Основными элементами политической карты мира есть страны (государства) и международные (межгосударственные) организации.

Страна означает отдельную часть суши, ограниченную природно-или общественно-географическими границами. Государство это страна, ограничена только общественно-географическими (политическими) границами, которая сама осуществляет суверенитет на своей территории. В географическом страноведении принято считать, что страна может самостоятельно осуществлять суверенитет на своей территории, население которой не менее 200 тыс. человек.

Государство является политической формой организации общества. Она образуется как результат возникновения и деятельности публичной власти, управляющей основными сферами жизни общества. К основным признакам государства относятся:

1) наличие и функционирование системы властных органов и учреждений, которые в своей совокупности формируют механизм государства;

2) существование правовой системы, которая определяет правила поведения ее граждан, установленных или санкционированных государством;

3) наличие определенной, четко ограниченной территории (акватории), в пределах которой функционирует определенная государственная власть.

Государство постоянно выполняет внутренние и внешние функции. К первым относятся обеспечение функционирования общественного организма как единой системы, сохранения и диверсификация в нем эффективных связей между отдельными сферами, удовлетворения интересов различных слоев населения и социальных групп, борьба с внутренними деструктивными силами и стихийными бедствиями. Внешняя функция государства заключается в защите государственных границ, целостности собственной территории, суверенитета, содействие развитию взаимовыгодных, справедливых форм сотрудничества и взаимодействия с другими государствами мира.

Государство должно выступать на международной арене как единый географический, религиозный, языковой, культурный, правовой, хозяйственный и геостратегический организм.

Страна - это политическое, национальное, социальное, культурное, хозяйственное сообщество, организованное государством на определенной территории. При этом акцентируется на его пространственном (географическом) положении (размещении) в мире или определенном регионе или материке. Во многих случаях понятие "страна" употребляется как синоним понятия "государство", однако преимущественно культурно-исторический и социально-экономическое содержание. Адекватным является понятие "страна" и при характеристике особенностей населения, его быта и обычаев, специфических признаков общества. Зато понятие "государство" больше наполнено политическим смыслом.


В наше время на Земле насчитывается почти двести юридически и фактически независимых государств.

Независимое государство - это страна, которая реализует собственную внутреннюю и внешнюю политику на основе суверенной воли своих граждан или правителя (монарха) и способна осуществлять свою национальную политику и отстаивать национальные интересы на международной арене.

С целью реализации собственной суверенной власти над определенной территорией и населением, находящимся на ней, государство создает органы управления. К ним относятся законодательная, исполнительная и судебная власти, пограничная и таможенная службы, национальная гвардия и вооруженные силы, информационные службы, валютно-денежная система и т.д.. Все эти органы действуют на четко отделенной территории, ограниченной со всех сторон сухопутными и морскими границами. В их пределах государству принадлежат сушу, внутренние воды, недра, воздушное пространство. Если страна имеет непосредственный выход к морям и океанам, ей принадлежат и территориальные воды. По международным соглашениям некоторые морские государства имеют в океанах и морях экономические зоны. Они тянутся на 200 морских миль (одна морская миля составляет 1852 м). В рамках экономических зон государствам принадлежит исключительное право на разведку и разработку любых природных ресурсов.

Кроме независимых государств, на нашей планете все еще существуют зависимые территории и страны, которые находятся под политическим или военным контролем независимых государств. Среди зависимых территорий и стран выделяются колонии, протектораты и подопечные территории. Колонии управляются государством-метрополией безоговорочно. Протектораты обладают большими правами. Внутренняя их политика является суверенной. Протектораты предоставляют какой-то независимом государстве права на осуществление своей внешнеполитической деятельности. Подопечные территории по решению ООН временно передаются определенной стране с целью осуществления ею управление внутренней и внешней политикой этих территорий.

В современном мире прослеживается четкая тенденция к росту числа независимых государств. Каждая нация для реализации собственного природно-ресурсного, духовного, экономического потенциалов стремится создать свое государство. Этот сложный процесс в условиях обострения мировых проблем и трансформации международного сообщества.

Большую часть нашей планеты занимает Мировой океан. Воды открытых морей и океанов, которые не принадлежат к чьим-то территориальных вод и экономических зон, находящихся в общем пользовании всех стран, даже если некоторые из них не имеют непосредственного выхода к морю. Здесь каждое государство мира может ловить рыбу, перевозить людей и грузы, проводить военно-морские маневры. Свободно летают над Мировым океаном и самолеты.

Согласно международно-правовым режимом, дно морей и океанов и его недр за пределами континентального шельфа и национальной юрисдикции государств открыты для использования всеми государствами исключительно в мирных целях. Морские научные исследования в таких районах могут осуществляться и контролироваться Международным органом по морскому дну, создание которого предусмотрено Конвенцией ООН по морскому праву (1982). Международный договор 1971 запрещает использование ядерного и других видов оружия массового уничтожения на морском дне и в его недрах.


Особый статус имеет Антарктида. Ее международно-правовой режим определяется договором от 1 октября 1959 Согласно ему, любая страна может вести здесь научные исследования, но строительство военных баз и разработка месторождений полезных ископаемых в Антарктиде запрещены. Свои научные станции здесь имеют 15 стран, в том числе и Украины - "Академик Вернадский".

Таким образом, почти весь материк нашей планеты поделен между отдельными государствами, действующих на основе разных принципов организации власти. Эти принципы прежде обусловленные особенностями государственного строя. Он может быть как монархическим, так и республиканским.

Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого строя и начала доминировать в средние века. В наше время сохранились преимущественно формальные признаки монархического правления. В классическом смысле монархия - это форма государственного правления, при которой высшая власть в стране принадлежит одному лицу - монарху. Монархии бывают абсолютными и конституционными. Большинство современных монархий являются конституционными. Реальная власть в таких странах принадлежит парламенту (законодательная) и правительства (исполнительная). Монарх выполняет лишь представительские функции, является своеобразным символом государства. Примерами конституционных монархий являются преимущественно европейские и подобные по устройству государства: Великобритания, Норвегия, Дания, Бельгия, Испания, Швеция, Монако, Лихтенштейн, Люксембург, Япония, Марокко.

При абсолютной монархии власть монарха практически ничем не ограничена. В этих странах правительства или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства. Монарх может советоваться с кем угодно, но решение принимает единолично. Парламента или вообще нет, или он является лишь совещательным органом. К таким государствам относятся Саудовская Аравия, Бахрейн, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Бруней и др.. Еще одной формой государственного правления является теократическая монархия. Это папское государство Ватикан, занимающая один квартал (44 га) в центре Рима. Здесь монарх является главой церкви, а политическая власть принадлежит духовенству.

В мире сегодня насчитывается более 30 монархий. Больше всего их в Азии и Европе, три в Африке и одна в Океании. Среди них есть империя (Япония), королевства (Великобритания, Швеция, Бельгия и др.)., Княжества (Андорра, Лихтенштейн, Монако), герцогство (Люксембург), султанаты (Бруней, Малайзия, Оман и др.)., Эмираты (Бахрейн ,

Катар, ОАЭ).

Республика - это форма государственного правления, при которой все высшие органы власти либо избираются народом, либо формируются парламентом, который избирается народом. Сейчас в мире преобладают государства с республиканской формой правления (более 140). Республиканская форма правления возникла очень давно. Еще в V-IV вв. до н. е. существовала Афинская демократическая республика, в V-II вв. до н. н.э. - Римская аристократическая республика.

По республиканского строя законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - правительству. Различают президентские и парламентские республики. В первых президент возглавляет правительство и имеет достаточно широкие полномочия (США, некоторые страны Латинской Америки, которые взяли себе за образец форму правления США). В парламентских республиках роль президента меньше. Правительство здесь возглавляет премьер-министр (Индия, Германия, Венгрия, Италия и др.).. Чисто парламентскими республиками, где президента нет, можно назвать Канаду и Австралию. В Европе распространены президентско-парламентские республики. Это Франция, Польша, Россия, а также Украина.

По формам административно-территориального устройства все страны мира делятся на унитарные и федеративные. В мире насчитывается около 170 унитарных и 20 федеративных государств.

Унитарное государство является единым целостным образованием, состоящее из административно-территориальных единиц (областей, провинций, районов и т.д.), которые четко подчинены центральным органам власти. Унитарные государства имеют единую конституцию и единую иерархическую систему государственной власти. Области, провинции, районы имеют только органы исполнительной власти. Они не наделены никакими законодательными функциями. В наше время, когда эффективность государственного управления становится одним из главных факторов эффективности функционирования самого государства, большинство стран мира являются унитарными. Такая форма административно-территориального устройства считается наиболее эффективной и жизнеспособной. К унитарным государствам относятся Япония, Франция, Италия, Греция, Польша, Эстония, Венгрия, Украина.

Федеративные государства имеют в своем составе самоуправляющиеся территории (республики, штаты, земли, области, края, кантоны и др.). Эти территории, хотя и входят в состав единого союзного государства, однако имеют достаточно значительную автономию. Им присущи некоторые признаки независимых государств - собственная конституция, парламенты, президент и т.п.. К федеративным государствам относятся преимущественно крупные многонациональные государства - Россия, Бразилия, Индия, США, Нигерия,

Канада и др.. Федеративные государства бывают территориальные, национально-территориальные и национальные.

Конфедерация является юридическим объединением суверенных государств, которое создано с целью обеспечения их общих интересов и реализации совместных проектов (Швейцарский союз). Конфедерация создает центральные органы власти, обладающие полномочиями, делегированными им государствами - членами союза. Правовой основой конфедерации является договор. По федеративного устройства такой основой является конституция.

Интенсивные процессы территориальной дифференциации в мире в конце XX в. вызвали к жизни своеобразные формы государственного устройства и новые формы взаимодействия между странами. Так возникли протогосударства - государственные образования, которые получили почти всех признаков самостоятельного государства, формально оставаясь в составе другой. Так, в состав Российской Федерации входит протогосударство Татарстан. Шотландия, находясь в составе Великобритании, сейчас уже имеет не только собственный парламент, но и свою валюту. Собственные паспорта-удостоверения ввела на своей территории испанский Каталония.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии