Формирование эволюционной теории. До XVIII в. в биологии господствовало представление о постоянстве и неизменности видов организмов, а их разнообразие объясняли результатом божественного творения.
В конце XVIII - начале XIX вв. эти взгляды сформировались как концепция (от лат. концепции - понимание, система) креационизма (от лат. креации - создание), согласно которой мир человека и различные формы жизни на Земле созданы высшей сверхъестественной силой. Ее сторонники считали, что видов существует столько, сколько их было во время сотворения мира.
Иллюстрацией господства креационизма в палеонтологии того времени является описание скелета ископаемой гигантской саламандры как грешника - свидетеля Всемирного потопа.
Однако ископаемые останки свидетельствовали, что когда-то на Земле жили не отдельные виды животных, которые вымерли, а целые группы, которые последовательно сменяли друг друга. Для объяснения этого противоречия французский зоолог Жорж Кювье (рис. 23) (1769-1832), которого считают основателем палеонтологии (от греч. Палаис - давний, онтос - существо, логос - учение) - науки, изучающей вымершие организмы, предложил теорию, согласно которой в истории Земли были периоды катастроф, следствием которых стало вымирание целых групп животных, после чего по воле Творца происходило обновление животного и растительного мира. Ученый доказывал, что в мире животных существует четыре типа тела: членистый (раки, насекомые, некоторые черви) мягкотелый (улитки, осьминоги и др..) Позвоночный и лучевой. Если К. Линней в основу своей классификации положил исключительно внешние признаки, то Кювье добавил к ним анатомические. Кювье описал около 150 видов ранее неизвестных науке млекопитающих и пресмыкающихся. «Дайте мне только одну кость, и я восстановлю все животное», - говорил ученый.
В то время, в противоположность креационизма, развивается трансформизм (от лат. Транс - предоставлять новый вид, превращать) - учение об исторической изменяемости организмов и происхождения одних видов от других, происходит без участия Творца. Сторонниками этого учения были Р. Гук, французский ботаник Жорж Луи Бюффон (рис. 24) (1707-1788), немецкий естествоиспытатель и поэт Иоганн Вольганг Гете (1749-1832), а также Эразм Дарвин (1731-1802) - английский натуралист и поэт, дед Чарлза Дарвина.
Однако движущие силы - факторы (от лат. Фактор - то, что делает) эволюции (от лат. Эволюции - развертывание) - эти ученые подробно исследовали. Трансформатора содержать ограничились рассуждениями о первичной целесообразности организмов и не рассматривали собственно биологические механизмы эволюционных преобразований, поэтому эта теория трансформизма была таким же умозаключением, как креационизм.
Первая эволюционная теория - система идей об исторической изменяемости живого, что представляла собой вершину трансформизма, была заложена французским ученым Жаном Батистом Л а марка (рис. 25) (1744-1829). Основные положения этой теории изложены в работе «Философия зоологии»: организмы изменяются под действием внешних и внутренних факторов, виды неустойчивые и превращаются в другие виды; в организмах заложено стремление к совершенствованию, на пути к которому происходит эволюция, изменения организмов, приобретенные при жизни, наследуются.