Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Цели урока: дать общую характеристику биосферы, проанализировать основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере и роль в ней живых организмов; развивать логику и экологическое мышление; воспитывать понимание собственной ответственности за существование жизни на Земле.



Понятие «биосфера» (от греч. Биос - жизнь) предложил 1875 г. австрийский геолог Э. Зюсс. Учение о биосфере как особую часть Земли, населенную живыми организмами, создал украинский ученый В. И. Вернадский, хотя, по его мнению, впервые к этой идее приблизился французский биолог Ж. Б. Ламарк.

Биосфера не образует отдельной оболочки Земли, а является частью геологических оболочек земного шара, заселенных живыми организмами. Она занимает верхнюю часть литосферы, всю гидросферу и нижний слой атмосферы. Это совокупность всех биогеоценозов земли, единственная глобальная экосистема высшего порядка.

В. И. Вернадский еще в первой половине XX века предвидел, что биосфера разовьется в ноосферу (термин предложил 1927 французский ученый Э. Леруа и П. Тейяр де Шарден). Сначала В. И. Вернадский рассматривал ноосферу (от греч. Ноос - разум) как особую «умственную» оболочку Земли, которая развивается вне биосферы. Но впоследствии он пришел к выводу, что ноосфера - это определенное состояние биосферы, при котором умственная деятельность человека становится определяющим фактором ее развития. В частности, он отмечал, что биосфера переходит в новый этап - ноосферу - под влиянием научной мысли и человеческого труда. Человечество все больше отличается от других компонентов биосферы как новая биогенная геологическая сила. Благодаря своей научной мысли, воплощенной в технических достижениях, человек осваивает те части биосферы, куда она раньше не проник-

Для ноосферы, как нового качественного этапа развития биосферы, характерна тесная связь законов природы и социально-экономических факторов общества, основанный на научно обоснованном рациональном использовании природных ресурсов, которое предусматривает восстанавливаемость круговорота веществ и потока энергии. Характерной чертой ноосферы является экологизация всех сфер человеческой жизни. К решению любых проблем человек должен подходить с позиции экологического мышления, т.е. сохранения и улучшения состояния природной среды.

Итак, ноосфера - это качественно новая форма организации биосферы, которая формируется вследствие ее взаимодействия с человеческим обществом и предусматривает гармоничное сосуществование природы и человека.

В.И.Вернадский подробно анализировал роль живых организмов в преобразовании земной коры: разрушении горных пород, почвообразовании, формировании осадочных пород, круговорота, перераспределении и концентрации химических элементов в биосфере.

Всю совокупность организмов на планете Земля В. И. Вернадский называл живым веществом. Основными ее характеристиками является суммарная большинство, химический состав и энергия.

Энергия живого вещества биосферы прежде всего проявляется в способности организмов к размножению и распространению. Жизнь на планете имеет значительную устойчивость к изменениям интенсивности различных экологических факторов, определяющим границы биосферы. В состоянии анабиоза организмы могут выдерживать значительные колебания температуры и давления. Поэтому организмов нет только в толще ледников и в кратерах действующих вулканов.

Одним из свойств живого вещества является ее постоянный обмен с окружающей средой. Вследствие этого через организмы проходит значительное количество химических элементов. Хотя в состав живых существ входят те же химические элементы, что и в неживых объектов, однако, как известно, в живых существах и неживой природе они находятся в разных соотношениях. Если в неживых объектах на нашей планете по числу атомов наиболее распространенными являются О (63%), Si (21,2%), Al (6,5%), Na (2,4%), Fe (1,9 %) и Ca (1,9%), то в живых первых по содержанию занимают H (64%), В (25,6%), С (7,5%), N (1,25%), Р (0,24%), S (0,06%). Это напрямую связано с их химическими и физическими свойствами. Так, кислород и водород образуют воду, которая есть и универсальным растворителем и средой, в которой происходят биохимические реакции. Наличие азота крайне важна для образования важнейших информационных молекул - ДНК и РНК. Фосфор участвует в образовании макроэргических связей, т.е. является важнейшим компонентом систем обеспечения клеток энергией. А Сера играет важную роль в формировании пространственного строения биологических молекул.

Если же взять, например, кремний, которого очень много на нашей планете, то он, как и Карбон, способен связываться с четырьмя другими атомами, но за больший диаметр своего атома, он хуже образует макромолекулярные цепочки.

Живым организмам для осуществления биохимических процессов необходимы вещество и энергия, которые они получают из окружающей среды, при этом значительно превращая последнее. В результате постоянного и непрерывного обмена с окружающей средой различные химические элементы поступают в живые существа, могут в них накапливаться, исходя из организма только через определенное время, или хранятся в нем в течение всей жизни. Постоянный круговорот веществ и поток энергии обеспечивает функционирование биосферы как целостной системы.

В процессе деятельности биосферы живое вещество (продуценты) способна накапливать солнечную световую энергию, превращая ее в энергию химических связей. Суммарная первичная продукция автотрофных организмов определяет биомассу биосферы в целом. Ученые подсчитали, что благодаря фотосинтезу ежегодно живое вещество Земли продуцирует около 160 млрд т сухого органического вещества, из которого примерно 1/3 синтезируется биогеоценозами Мирового океана, а 2/3 - биогеоценозами суши.

Живое вещество (продуценты) биосферы выполняет разнообразные функции: газовую, окислительно-восстановительную, концентрационную, связанные с процессами обмена веществ живых существ.

Газовая функция живого вещества заключается в воздействии живых организмов в процессе своей жизнедеятельности на газовый состав атмосферы, Мирового океана и почвы. Все аэробные существа при дыхании поглощают кислород и выделяют углекислый газ, а зеленые растения и цианобактерии в процессе фотосинтеза, наоборот, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Жизнедеятельность организмов, например бактерий, может влиять на концентрацию других газов (сероводорода, метана, азота и т.п.).

Окислительно-восстановительная функция заключается в том, что с помощью живых организмов в почве, воде и атмосферном воздухе окисляется ряд веществ. Например, железобактериями способны окиснюваты соединения железа, сиркобактерии - соединения серы и т.д.. Живые организмы способны также и восстанавливать определенные соединения (например, денитрифицирующие бактерии способны восстанавливать нитраты и нитриты до молекулярного азота или его оксидов).

Концентрационная функция заключается в поглощении живыми существами определенных химических элементов из окружающей среды и накопление их в своих организмах. Так, моллюски, фораминиферы, ракообразные, позвоночные животные могут накапливать в своих организмах неорганические соединения кальция и фосфора, радиолярии - стронция и кремния, бурые водоросли - йода и т.д..

За период исторического развития Земли сформировались такие оболочки, как литосфера, гидросфера и атмосфера. Часть этих оболочек, населенная живыми организмами, называется биосферой, которая представляет собой совокупность всех биогеоценозов Земли, единую экосистему высшего порядка. Биосфера занимает всю толщу гидросферы, верхние слои литосферы и нижние - атмосферы. В. И. Вернадский создал учение о ноосфере - качественно новое состояние биосферы, при котором умственная деятельность человека в значительной мере обусловливает ее развитие. Живое вещество биосферы (вся совокупность организмов нашей планеты) обеспечивает постоянный круговорот веществ и поток энергии на планете, осуществляет значительную биогенную работу по превращению оболочек Земли.

Дать ответы на вопросы:

1. Что такое биосфера?

2. Каковы основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере?

3. Что такое ноосфера и какое значение она имеет для нашей планеты?

4. Какую роль играют живые организмы на нашей планете?



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии