Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Цели урока: рассмотреть влияние человека на состояние биосферы; развивать умение находить взаимосвязи между действиями и последствиями; воспитывать бережное отношение к природе.



Вопросы для беседы

1. Что такое биосфера?

2. Каковы основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере?

3. Что такое ноосфера и какое значение она имеет для нашей планеты?

4. Какую роль играют живые организмы на нашей планете?

Первая стадия взаимодействия общества и природы продолжалась около 2,5 млн лет от появления на Земле первых людей, которые принадлежали к виду Homo habilis, до начала позднепалеолитической суток, связанной с распространением вида Homo sapiens (человек разумный). Хотя более совершенная умственная деятельность, огонь и довольно разнообразные орудия труда уже позволяли адаптироваться к различным типам экосистем, не меняя физического строения тела. Немногочисленные группы людей, вооруженные каменными орудиями, органично «вписывались» как составные элементы в природные экосистемы, не нарушая своей деятельностью их динамического равновесия. Поэтому можно считать, что на этой стадии человеческое общество и биосфера в совокупности представляли собой функционально незамкнутую глобальную социоекосистему, в которой слабые антропогенные воздействия не могли вызвать заметных изменений в окружающей среде.

На второй стадии взаимодействия общества и природы, которая длилась около 40 тысяч лет с начала позднего палеолита и до конца Второй мировой войны, то есть до середины XX века, человечество уже ощутимо повлияло на окружающую среду, причем антропогенное давление на природу неуклонно рос вместе с развитием человеческого общества, с совершенствованием производственных отношений и орудий труда. Человеческая деятельность привела вымирания многих видов животных и растений, вызвала деградацию природных экосистем на значительных площадях, но еще не возбудила естественного круговорота веществ и энергетических потоков в масштабах всей планеты, т.е. динамического равновесия биосферы. Негативная деятельность людей стала вызывать обратную реакцию природы (замедленную и не всегда адекватную), что создавало определенные напряжения во взаимоотношениях между человеческим обществом и окружающей средой. Следовательно, можно считать, что на этой стадии глобальная социоекосистемы стала частично функционально замкнутой.

В этой стадии можно выделить три этапа: примитивный, в течение которого человек воздействовал на среду охотой и рыболовством; агрокультурным, когда основными средствами антропогенного воздействия на природу были скотоводство и земледелие; машинно-индустриальный, в котором ведущим фактором разрушения окружающей среды стало промышленное производство.

Третья стадия взаимодействия общества и природы началась в середине XX века после окончания Второй мировой войны, которая стимулировала резкий скачок в развитии науки и техники, начав новую научно-техническую революцию. В этот период нерациональная хозяйственная деятельность, многократно усиленная достижениями научно-технического прогресса, привела к повреждению и исчерпание природных ресурсов, повреждения регенерационных механизмов биосферы, деформации составленного течение многих миллионов лет естественного круговорота веществ и энергетических потоков на планете, нарушение динамического равновесия глобальной земной социоекосистемы. Вследствие этого началось прогрессирующее разрушение биосферы Земли, грозит стать необратимым и привести в ближайшем будущем к такой степени деградации окружающей среды, что оно станет непригодным для дальнейшего существования людей.

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Дать ответы на вопросы:

1. Влияет деятельность человека на состояние биосферы?

2. К каким последствиям приводит загрязнение окружающей среды?



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии