Цели урока: рассмотреть влияние человека на состояние биосферы; развивать умение находить взаимосвязи между действиями и последствиями; воспитывать бережное отношение к природе.
Вопросы для беседы
1. Что такое биосфера?
2. Каковы основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере?
3. Что такое ноосфера и какое значение она имеет для нашей планеты?
4. Какую роль играют живые организмы на нашей планете?
Первая стадия взаимодействия общества и природы продолжалась около 2,5 млн лет от появления на Земле первых людей, которые принадлежали к виду Homo habilis, до начала позднепалеолитической суток, связанной с распространением вида Homo sapiens (человек разумный). Хотя более совершенная умственная деятельность, огонь и довольно разнообразные орудия труда уже позволяли адаптироваться к различным типам экосистем, не меняя физического строения тела. Немногочисленные группы людей, вооруженные каменными орудиями, органично «вписывались» как составные элементы в природные экосистемы, не нарушая своей деятельностью их динамического равновесия. Поэтому можно считать, что на этой стадии человеческое общество и биосфера в совокупности представляли собой функционально незамкнутую глобальную социоекосистему, в которой слабые антропогенные воздействия не могли вызвать заметных изменений в окружающей среде.
На второй стадии взаимодействия общества и природы, которая длилась около 40 тысяч лет с начала позднего палеолита и до конца Второй мировой войны, то есть до середины XX века, человечество уже ощутимо повлияло на окружающую среду, причем антропогенное давление на природу неуклонно рос вместе с развитием человеческого общества, с совершенствованием производственных отношений и орудий труда. Человеческая деятельность привела вымирания многих видов животных и растений, вызвала деградацию природных экосистем на значительных площадях, но еще не возбудила естественного круговорота веществ и энергетических потоков в масштабах всей планеты, т.е. динамического равновесия биосферы. Негативная деятельность людей стала вызывать обратную реакцию природы (замедленную и не всегда адекватную), что создавало определенные напряжения во взаимоотношениях между человеческим обществом и окружающей средой. Следовательно, можно считать, что на этой стадии глобальная социоекосистемы стала частично функционально замкнутой.
В этой стадии можно выделить три этапа: примитивный, в течение которого человек воздействовал на среду охотой и рыболовством; агрокультурным, когда основными средствами антропогенного воздействия на природу были скотоводство и земледелие; машинно-индустриальный, в котором ведущим фактором разрушения окружающей среды стало промышленное производство.
Третья стадия взаимодействия общества и природы началась в середине XX века после окончания Второй мировой войны, которая стимулировала резкий скачок в развитии науки и техники, начав новую научно-техническую революцию. В этот период нерациональная хозяйственная деятельность, многократно усиленная достижениями научно-технического прогресса, привела к повреждению и исчерпание природных ресурсов, повреждения регенерационных механизмов биосферы, деформации составленного течение многих миллионов лет естественного круговорота веществ и энергетических потоков на планете, нарушение динамического равновесия глобальной земной социоекосистемы. Вследствие этого началось прогрессирующее разрушение биосферы Земли, грозит стать необратимым и привести в ближайшем будущем к такой степени деградации окружающей среды, что оно станет непригодным для дальнейшего существования людей.
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
Дать ответы на вопросы:
1. Влияет деятельность человека на состояние биосферы?
2. К каким последствиям приводит загрязнение окружающей среды?