Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Для изучения обменных процессов в организме используются различные методические подходы на разных уровнях организации живого: целостного организма, изолированных органов, тканевых срезов, гомогенатов, экстрактов

, субклеточных структур, биожидкостей и др.. При этом используются современные физико-химические и биохимические методы выделения, разделения, идентификации и количественного определения веществ:

 

1) балансовые - на целостном организме определяются общие количественные сдвиги веществ с их поглощением и выделением конечных продуктов обмена (расчет баланса прихода-расхода);

 

2) манометрические - для изучения общих обменных процессов в специальных аппаратах;

 

3) хроматографические - для определения наличия и количественных сдвигов тех или иных молекул;

 

4) авторадиографични - с использованием меченых атомов для установки на целостном организме распределения, биосинтеза и распада тех или иных веществ в органах и тканях;

 

5) гистохимические - для установления наличия тех или иных молекул в клетках различных органов и тканей;

 

6) спектрофотометрические - для определения количественных сдвигов по спектру поглощения;

 

7) электрофорез - для разделения, идентификации и количественного определения веществ;

 

8) ферментативные методы - по специфичности действия ферментов и др..

 

Чаще всего при изучении обмена веществ применяется одновременно несколько подходов. Информация, полученная с помощью различных методов, затем интегрируется, что и дает возможность ответить на вопрос, какие изменения в обмене веществ происходят в норме и при различных патологических состояний. Балансовые методы. Определение содержания введенной в организм вещества и продуктов его распада, выведенных из организма (с мочой, калом, потом и выдыхаемым воздухом), дает возможность расчета баланса, т.е. разницы между поступлением и расходом данного вещества. На основе определения баланса можно сделать важные выводы относительно потребности организма в той или иной веществе. Так, для изучения состояния обмена белков большое значение имеет определение азотистого баланса - разницы между количеством азота, поступившего в организм с пищей, и количеством азота, выводимого из организма в виде конечных азотистых продуктов обмена. Азотистый баланс может быть положительным, равным нулю (равновесие) или отрицательным. В случае положительного азотистого баланса происходит задержка азота в организме. Это показывает, что происходит накопление белка в тех или иных органах и тканях. В норме положительный баланс имеет место в молодом растущем организме или у женщин во время беременности. Азотистое равновесие наблюдается, если взрослый человек с пищей потребляет достаточное количество белка. Если же азота выводится из организма больше, чем был введен, то имеет место отрицательный баланс. Это свидетельствует о том, что в организме происходит распад белков органов и тканей, который не компенсируется белками пищи. Отрицательный азотистый баланс наблюдается при различных заболеваний, связанных с усиленным распадом белков тканей, при голодании, в преклонном возрасте (см. Обмен белков). Определение азотистого баланса важно при установлении нормы белков в питании.

 

Аналогичным путем изучается газовый обмен - поступление через легкие в организм кислорода и выделение диоксида углерода. При этом определяется дыхательный коэффициент - соотношение объема выделенного за определенный промежуток времени диоксида углерода и объема поглощенного за это же время кислорода (CO2/O2). Установлено, что дыхательный коэффициент имеет разную величину в зависимости от того, какие вещества в организме окисляются во время измерения. Для углеводов он равен единице, что следует из уравнения окисления углерода (гексозы):

 

С6Н12О6 + 6О2-> 6СО2 + 6Н2О

 

Поскольку грамм-молекула любого газа при данных условиях занимает определенный объем, то при окислении гексозы объем поглощенного кислорода будет равна объему образованного диоксида углерода, т.е. дыхательный коэффициент (RQ) равна:

 

RQ = 6CO. =! 6O2

 

Дыхательный коэффициент для триацилглицеринов меньше единицу - он равен 0,7, то есть объем выделенного диоксида углерода будет меньше, чем объем поглощенного кислорода, поскольку в своей молекуле липиды содержат меньше кислорода, чем углеводы. Дыхательный коэффициент для белков, хотя и больше (-0,8), чем для триацилглицеринов, но все же меньше, чем единица, поскольку по процентным содержанием кислорода белки занимают промежуточное место между углеводами и липидами. Энергетическая ценность, т.е. энергия сгорания углеводов, липидов и белков, также неодинакова. Во время окисления в организме 1 г триацилглицеринов до конечных продуктов освобождающейся энергии 38,9 кДж / моль, 1 г белков или углеводов - 17,2 кДж / моль. Количество освобожденной энергии определяется путем сжигания веществ в калориметрической бомбе.

 

Манометрические методы. Для изучения обмена веществ в различных тканях и мельчайших организмах, микроорганизмах и т.п. используют аппарат, предложенный немецким ученым Варбурга. Принцип метода заключается в том, что срезы тканей или другие объекты помещают в особые сосудах, соединенные с манометрами, с помощью которых можно измерить поглощение или выделение газа за изменением давления в системе с постоянной температурой и постоянным объемом.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии