Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Жизнедеятельность личности в социуме предполагает постоянный ее дискурс с микросоциуме, социумом и ее уровень существенно зависит от психологического развития личности.

Психологическое развитие личности берет начало в системе ребенок-социум, которая призвана очеловечить человеческое. Здесь на первое место выдвигают проблемы профессионального воспитания, привития основ ответственного поведения, психопрофилактики и психокоррекции деструктивного поведения, культивирование влечения к житейской мудрости. Комплексное решение этих проблем выводит на путь предупреждения формирования девиантного личности и ее исправления.

 

Речи как целенаправленная социальная действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и в механизмах их сознания, в когнитивных процессах.

 

Социальными и материальными условиями его жизни, социальным статусом, характером и содержанием деятельности, образовательным уровнем и личностными физическими, психическими и духовными качествами. Есть девиантное личность - та, которая потеряла свою масштабность, имеет изъяны нравственной сферы.

Исследования В.В. Белецкого свидетельствуют, что в основе возникновения социальной де-виантности личности положено сложноорганизованных влияние на нее широкого спектра екзогенних социальных условий, при этом внутренние, ендогенни факторы играют роль предпосылок и не имеют определенного характера.

 

Л. Хьелл и Д. Зиглер в своей теории личности доказали, что девиантное поведение является следствием пережитых в детстве конфликтов. Врожденных преступников нет, существуют лишь личностные качества человека, которые выступают определенными предпосылками поступков личности и делают ее более или менее склонной к различным формам социальной девиант-ности. К таким чертам, как отмечает В.А. Довгополюк, относят неустойчивость психики, недостаточность самоконтроля, неспособность объективно оценить свои поступки, различного рода психозы, неврозы, психические стрессы, неуверенность в своих силах и т.д..

 

Предупреждение возникновения девиантного личности и ее исправление может осуществляться, по мнению В.В. Белецкого. Комплексным воздействием на личность и ее моральную сферу социальных регулятивов морали, религии и права, который должен основываться на принципе содействия усвоения морального императива. Это влияние требует также обеспечения моральными, правовыми нормами субъект-объектных отношений в социуме.

В процессе жизнедеятельности личности в социуме она переживает состояния социализации, десоциализации, ресоциализации.

 

Социализация (от лат. Socialis - социальный, имеет отношение к социальному строю) - процесс вхождения индивида в общество, активное усвоение им социального опыта, социальных ролей, моделей поведения, норм, ценностей, важных для успешной жизнедеятельности.

Десоциализация - процесс отчуждения личности от основной массы людей, вхождение ее в антисоциальных групп.

Ресоциализация - восстановление утраченных социальных качеств личности, необходимых ей для полноценной жизнедеятельности.

Итак, жизнедеятельность зависит от уровня воспитанности личности, готовности переживать эти состояния.

 

Анализируя влияние социализации на индивида, Г. Маркузе утверждает, что в основу бытия человека в цивилизации положено антагонизм между чувственным, свободным, эротическим и рациональным, моральным, духовным, внешним. Этот конфликт приводит к депрессивному состоянию индивида, деформирует его спонтанное удовлетворение.

Преодоление этого конфликта, освобождение от репрессивного влияния цивилизации, примирения разума с чувствами Г. Маркузе видит в эстетическом воспитании. Основным принципом этого высвобождения является категория свободы: "Сам свободный индивид должен создать гармонию между индивидуальным и универсальным удовлетворением". Деформирована цивилизацией природа человека провоцирует ее на неестественные, деструктивные поступки.

 

Чтобы уменьшить травматический влияние социализации на индивида, необходимо, чтобы процесс социализации начинался с детства, когда на 70% происходит формирование личности. В этом случае социализация служит подготовкой к жизни в социальной среде, к выполнению своей роли, миссии в социуме.

Социализация происходит в деятельности, общении и самосознания. Известны четыре механизмы социализации детей:

Имитация - осознанное стремление копировать поведение родителей и учителей, которые являются для детей образцами.

Идентификация - способ, которым дети воспринимают и усваивают ценности, в которые верят родители и другие взрослые.

Стыд - чувство сильного смущения, неловкости из-за своей плохое поведение, негативные действия, поступки.

Вина - осознание причастности к чему-то неприятному, что произошло, отрицательного поступка.

Поскольку собистисть является субъектом, реализует себя в коммуникации и социокультур-ной действия, то учебная деятельность должна способствовать формированию мировоззрения, этических норм, выработке настойчивости, целеустремленности и других качеств личности. Работая в малых группах в процессе обучения, ученики учатся искать правильный ответ, прислушиваться к мнению товарищей, отстаивать свои взгляды, находить общее решение, брать на себя ответственность за микроколлектив, быть инициативным. При этом исполнители роли лидера чередуются, что дает возможность проявить свое "Я" и проверить свои возможности. В сфере самосознания формируется личное "Я", происходит социальная ориентация, ребенок осознает свою социальную принадлежность и социальную роль как личность.

Социализация дает питомцу возможность определить свое призвание и место в обществе, найти пути эффективного приспособления к нему.

 

Если личность формируется в эмоциональной среде, где никто не знает кто есть кто и кто что чувствует, она не знает, как себя в жизни вести. Ребенок, а потом взрослый, не соблюдает загальновизначеного кодекса в поведении, не может найти гармонию в жизни. Так, в семьях, где наблюдается инцест, царит полное смешение эмоций и чувств, там нет определенного поведенческого кодекса и четкой границы между привязанностью и сексуальностью, поэтому даже поцелуй в щеку может быть воспринят, как предложение секса. В таких семьях при формировании взаимоотношений не были четко определены границы возможного: что можно, а что нельзя, какие жесты разрешены, а какие нет. В детстве, а потом во взрослой жизни выходцы из таких семей проявляют неспособность к сопереживанию, не понимают эмоциональное состояние другого человека. Б. Цирюльник, Д. Вриньо определили, что отсутствие тендерной социализации личности формирует деструктивную, извращенную поведение, например, исследования французских специалистов свидетельствуют, что примерно 50% проституток свой первый сексуальный опыт получили с собственным отцом. Практически все дети из таких семей получили серьезные психические травмы, повлекших психические расстройства различной сложности.

Так ребенку в начале ее становления как личности крайне необходимо усвоение социальных и семейных ролей, моделей тендерных отношений, поскольку они приучают придерживаться определенного поведенческого кодекса и формируют способность чувствовать, переживать чувства. Когда эти роли не зафиксированы ни в словах, ни в чувствах, эта размытость не позволяет нормально развиваться интимной духовному миру личности.

 

Ведущим фактором тендерной социализации личности выступает прежде семья, а затем дошкольные учреждения, школа и средства массовой информации, которые исповедуют преимущественно гипергендерну идеологию, ориентируя подрастающее поколение на усвоение поло-типизированных моделей поведения, семейных и социальных ролей. Так что на первый план в проблеме воспитания полноценной личности выступает миссия каждого из родителей. Отец должен выполнять свою миссию - обозначить и внушить, внушить табу на инцест. Женщина должна поддержать это табу. Родители должны способствовать усвоению этого табу ребенком, быть устойчивыми и единодушны в воспитании детей.

 

Психосексуальное развитие личности является одним определяющим аспектом формирования личности. Брак полового воспитания и примитивизация "основного инстинкта" не способствуют овладению ребенком сексуальностью как собственной субъективностью, самоценностью, а наоборот - порождают и углубляют дихотомию телесного и духовного. Нарушение идентификации с образом родителей, ошибки родителей в сфере социально-полового контроля за поведением детей, формирования эмансипационных установок у представительниц женского пола средствами массовой информации вызывают устойчивую тенденцию переориентации с стереотипно-традиционных маскулино-феминистских на андрологические тендерные роли. Дети, которые воспитывались в структурно или функционально неполных семьях, сталкиваются с проблемами в общении с ровесниками, не способны конструктивно защищать себя в моральном или физическом плане. Они прячутся от действительности в мире фантазий.

 

Социальная ситуация в алкогольно зависимых семьи также делает невозможным нормальный, психологический, духовное развитие ребенка, затрудняет социализацию. Навязанная социальная модель поведения формирует эмоционально болезненные афектогенни зоны в психике личности. Не имея опыта получения положительных эмоций социально принятым путем, применения химических веществ, алкоголя кажется ребенку удачным выходом из жизненной ситуации.

На жизненные проблемы человека, А. Адлер доказал, что в их основу положены противоречия между индивидуальными психологическими особенностями индивида и социума. Для того, чтобы индивид смог адаптироваться к общественной жизни, необходимо гуманистическое воспитание. Воспитание - это попытка вырастить и направить в жизни личность. И наиболее общим принципом воспитания является согласование с жизнедеятельностью человека, с реальностью, с которой ей придется встретиться. Гениальный психолог в этом процессе отводил ведущую роль учителю: "В каком-то смысле школа - это продолжение семьи, и именно там преимущественно формируется характер ребенка, и она учится иметь дело с проблемами жизни." Итак, педагог, школа должны не только активно способствовать процессу социализации учащейся молодежи, способствовать гармоничному развитию личности ее индивидуальности, но и культивировать активную жизненную позицию, прививать высокие морально-духовные ценности. Так, Э. Фромм в своей работе "Бегство от свободы" отмечал, что развитие ребенка может быть гармоничным только в том случае, когда рост индивидуализации личности и рост личности был одинаковым. Подчеркивая, что: "Процесс индивидуализации осуществляется автоматически, развитие личности сдерживается целым рядом психологических и социальных причин".

 

Отсутствие надлежащего воспитания вызывает склонность к неврастении-нервного истощения, переутомления, ослабление нервной системы и всего организма,

 

развивающийся вследствие длительного умственного или эмоционального перенапряжения и физиологических перегрузок. Установлено, что гиперневрастеник17 формируется в условиях отсутствия надзора, гипоневрастеник18 - в условиях угнетения, истерик19 - в атмосфере чрезвычайной внимания близких.

 

Проявления неврастении разнообразные, и прежде всего, это повышенная утомляемость, чувство постоянного физического и психологического дискомфорта, частая и необоснованная смена настроения, повышенная плаксивость, невозможность сконцентрировать внимание, пониженная работоспособность. Неврастения проявляется ухудшением памяти, чувством тревоги, при этом наблюдаются неопределенные страхи, склонность к преувеличению мелких неприятностей и неудач. Больных может раздражать все: яркий свет, запахи, прикосновения, громкий разговор, включено радио. И все это часто является причиной вспышки гнева, грубости. При обострении ощущений усиливается головная боль, появляется потливость, сосудистая реакция. Сон становится беспокойным, коротким.

 

Для надлежащего формирования личности как субъекта культуры, за И.В. Огиенко, нужно переориентировать основы образовательной теории с сциентистско-позитивистсь-ких на гуманистически экзистенциальный. Есть образовательно-воспитательная деятельность должна ориентироваться на преобладание целостного культурного опыта и формирования личности, благосклонной к общечеловеческим ценностям, и способностью к социокультурной духовно-практической творчества в гармонии й с окружающим миром. Для обеспечения такой переориентации определяющую роль играет принцип гуманизации. Он должен стать основополагающим в достижении стратегической цели перехода к новой образовательной парадигмы в Украину, когда мировоззренческим ориентиром образованности станет интеллигентность как комплекс личностных черт индивида. Решение этого вопроса невозможно без изменения взаимоотношений в семье. Ребенок должен понимать, что его любят и уважают независимо от ее успехов в учебе. Нужно помочь ей переориентироваться на другой уровень общения, вместе поискать альтернативные способы самоутверждения. Но делать это надо тонко и деликатно. Очень важно, чтобы у ребенка было интересное увлечение. Уже исследовано: если дети занимаются спортом, музыкой, техническим творчеством, причем делают это с удовольствием, то они значительно меньше подвержены вредным привычкам. Но это не значит, что надо хватать ребенка за руки и силой тащить в спортивную школу или записывать все кружки подряд. Бессмысленно перегружать ее всевозможными занятиями, надеясь, что это отвлечет от вредных привычек. Часто случается наоборот: дети, у которых весь день расписан по минутам, бросают все свои навязчивые занятия и "оттягиваются" в игровых залах. Необходимо руководствоваться не собственными предпочтениями или вопросами престижа, а интересами ребенка. Она должна сама решить, чем заниматься. Пусть пишет стихи, рисует, плавает, собирает марки или монеты, конструирует т.д.. Главное, чтобы это приносило ему удовольствие и повышало самооценку. Тогда у ребенка появится мотивация к обучению, совершенствование в избранной области. Она почувствует, что гораздо интереснее и престижнее быть инженером или ученым или спортсменом и добиваться успеха собственным трудом, чем стать преступником или неудачником.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии