В формировании механизмов устойчивости и надежности оператора возрастает роль психических факторов, которые регулируют соотношение социальных и биологических процессов, имеющих иногда противоположную направленность.
Устойчивость операторской деятельности рассматривают в единстве ее трех аспектов: предметно-деятельного, физического и психологического.
Предметно-деятельный аспект отражает все параметры деятельности, характеризующих изменения предмета труда, его эффективность и качество.
Физиологический и психологический аспект определяет процессуальные основы поддержки, обеспечения устойчивости деятельности.
Психологический аспект устойчивости отражает функциональные характеристики профессионально значимых психических процессов, качеств и свойств личности, а также мере адекватности психологической системы деятельности по требованиям конкретных рабочих ситуаций.
Физиологический аспект связан с вопросами адаптивной и гомеостатической регуляции организма при воздействии экстремальных факторов внешней среды.
В.А. Бодров установил, что наличие определенных личностных характеристик способствует высокому уровню профессиональной деятельности. К таким чертам личности относят эмоциональную устойчивость, активность в мобилизации внутренней энергии, умение контролировать эмоции, способность предвидеть возможные изменения ситуации, высокое направления к достижению цели. Согласно исследованиям В.А. Бодрова, такие качества должны проявляться на фоне незначительного эмоционального напряжения и повышенного самоконтроля, сознания.
Значение конкретных психологических особенностей человека-оператора в регуляции процессов деятельности, в той или иной степени ее надежности определяется прежде всего характером определенной операторской деятельности, ее требованиям к личности оператора, в его функциональных возможностей (ресурсов) и критериям надежности, а также совокупностью индивидуальных черт, качеств субъекта деятельности, их индивидуальным своеобразием и неповторимостью в уровне развития, степени активизованости, взаимной компенсации:
- Темперамент, когнитивные стили, эмоциональная устойчивость и др. создают возможность для проявления высокой или низкой надежности.
- Активизацийни, стимулирующие качества (организация внимания, ответственность и др.)., Формируют определенный стиль и организацию деятельности.
Восприятия информации, принятия решений, психомоторика непосредственно регулируют, определяют характер конкретных действий, их нормативные или ошибочные проявления.
Творческая познавательная деятельность наряду с жестко детерминированными задачами занимает значительное место во многих видах операторской деятельности. Своевременная и правильная операция в аварийной и критической ситуации, а также самооценка личной роли в ней достигается оператором только путем сложной интеллектуальной деятельности, умениями быстро адаптироваться к новым ситуациям.