Морально-этический характер философской мысли Древней Индии
: ортодоксальные и неортодоксальные течения и школы. В Индии существует многовековая традиция, согласно которой все философские системы делятся на две большие группы: ортодоксальные (правоверные, они признают авторитет Вед) неортодоксальные (отрицают Веды). К числу ортодоксальных относятся, главным образом, шесть основных школ: санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта.
В них дается философское обоснование индуизма - третьего периода в истории религии Индии. К неотродоксальних философских систем относятся джайнизм, буддизм и чарвака-локаята. Характерной чертой древнеиндийской философии является близкая связь философии и религии, слабая связь с наукой, направленная на человека и гармоничное отношение человека к природе. Корень первых философских обобщений достигает древнейших записей мифологический текстов, к так называемым "Вед" ИИИ тыс. до н.э. В переводе "Веды" буквально "знание". К этому времени относятся философско-епични поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна".
Продолжение философских традиций видобразилось в "Ушпанишадах" VИИ в до н.э. Восточная парадигма характеризуется размытостью границ между человеком и миром. Морально-этическая тематика преобладает над натуралистично-эмпирически. Будучи преимущественно созерцательной относительно естественного бытия основное внимание уделяет постоянному самосовершенствованию человека, а не совершенствованию мира. Реальный мир - это иллюзорном картина которая только кажется чем-то настоящим. Эта категория илюзорности носит название "Майя". Это способствует одухотворению бытия и безразлично объективно-рационалистичних методов постижения реальности. Отсюда выходят все фил. школы. Веданта - старейшая школа - рассматривает мир, состоящий из безличного духа "брахмана". Индивидуальная душа хоть и бессмертна и несовершенна. Только когда человеку полностью удастся видокремитись от повседневных забот, только тогда душа зильеться с брахманом. Чарвака - школа четырех основных элементов из которых состоит мир (вода, воздух, огонь, земля). Санкхья - учение о первиннисть души к материи. Миманса и джайнизм разрабатывали пути освобождения души от материального мира. В Буддизме мир рассматривается как поток материальных и духовных элементов-"драхм". Окончательная цель человеческой жизни "Нирвана" Йога - учение о физических средства освобождения души от мира. Характерная черта древньоиндийського общества - распадение его на четыре варны. Каждая варна это замкнутая группа людей, она занимает строго определенное место в обществе. Умственный труд стал монполиею вищои варны - жрецив-брахманив. Только брахманы могли учиться по священным текстам. Философия Древньои Индии зароджуеться уже в "Ригведи", развивается в ее пизних частях, и достигает своей вершины в Упаишоидах. В "Гимни Пуруши" содержится свитоглядне объяснения социальной неравенства людей, системы варн в Индии. В ведах зарождается представление о законе. В "Ригведи" также встает вопрос о создании мира. Мифологический мировоззрение ярко висвитлений в Брахмана. Это своеобразный описание религиозного ритуала. Но вместе с тем там дано много положений философии Индии: это и субстанцийний начало всего существующего (брахман), и взаимоотношения мира и человека. Ведийська литература стала плодотворных почвой для развития философских знаний в Индии.
Загрузка...