Социально-этический характер философской мысли Древнего Китая
: конфуцианство и даосизм. Философская мысль в Китае основана на мифологии "Пятикнижие" ("Уцзы"): "Книга песен", "Книга истории", "Книга перемен", "Книга обрядов" и летопись "Чунь-цю". В "Пьятикнижжи" продолжается развитие древних представлений о две противоположные и вместе с тем близких силы - ян и инь. Постепенно зарождается важнейшее для древнекитайского мировоззрения представление о "дао" ("путь") как мировое закон, которому пидкоряються и природа и люди. Древнекитайские философия включала в себя и зачатки наук: математики, астрономии, медицины.
Однако в Древнем Китае науки были развиты слабо и это оставило след на уровне китайской философии. Философия в Китае существовала и развивалась в следующих основных философских школах, как: Конфуцианство; Моизм; Школа закона; Даосизм; Школа "инь-ян" (натурфилософы) Школа имен. В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. В Китае влиятельным было учение Кун Фудзи (Конфуция) - конфуцианство. Основной труд "Луньюй"). Философские концепции учения Конфуция следующие: Концепция жень ("гуманность", "человеколюбие") и ли ("правилах", "этикет").
Эти компоненты отражали воззрения Конфуция на государственное устройство и социальную организацию общества. Суть второй концепции - "быть преданным, (честным) сановником, почитать правителей". Она охватывала целый комплекс проблем, связанных с системой управления и прежде всего с нормами взаимоотношений главы государства и чиновников. Третья концепция известна как "учение о середине", которым Конфуций предостерегает от увлечения крайностями. Конфуций считал, что все дела должны решаться на основе принципа справедливости, т.е. соединил воедино такие отдаленные понятия, как "власть" и "справедливость". Пятая концепция касается отношения человека к той вере, которую он исповедует.
Конфуций не видит государство в отдельности от общества и единичного человека. Схемы государственного управления государством и обществом базировалось на ли ("правилах"). Наряду с конфуцианством одиниею с осн. течений кит. философии является даосизм (представители Д. Лаоцзы, Чжуанцзы, Лецзы, Ян Чжу). Д представлял филос. учение материалистического. характера, с зачатками примитивной диалектики. Исходной идеей фылос. Д. является учение о дао - пути, исконный и общий закон спонтанного возникновения, развития и исчезновения всей Вселенной. Любое действие, противоречащее Дао, означает бесполезную потерю сил и приведет к неудаче и гибели. Поэтому мудрый правитель следуя дао, не делает ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает, пребывая в покое и гармонии. Все вещи равны между собой, а мудрец свободен от пристрастия и предвзятости, одинаково смотрит на знатного и раба, соединяется с вечностью и Вселенной, не расстраивается ни о жизни, ни о смерти, понимая их естественность и неизбежность. Идеи Д. имели важное влияние на развитие кит. культуры и философии.