Этический рационализм Сократа.
Основные сократовские школы (киники, киренаики). Большое влияние на античную философию оказал Сократ 469-399. Он современник Демокрита. Всю жизнь Сократа - это воплощение его учения. Известными школами Сократа являются: мегарская, киниська, Киренск. Киренаики (Гедонип, Федор, Гигезий) считали смыслом и целью человеческой жизни стремление к наслаждению. Реальной является действительность, ценным то, что получаешь в данный момент. Киники (Диоген, Антисфен) наоборот считали, что человек должен освободить себя от зависимостей, удовольствий, ограничивающие человека.
Реальными являются единичные вещи, общего не существует, каждый сам по себе. В центре философии Сократа - человек. Но она рассматривается как нравственное существо. Поэтому философия Сократа - это этический антропологизм. Антропология - в широком смысле учение о природе и сущности человека. Интересам Сократа были чужды мифология и метафизика. Его философия рождалась под двумя основными девизами: "Познай самого себя" и "Я знаю, что ничего не знаю". При философском исследовании этических проблем Сократ пользовался методом, который он называл майевтичною. Цель майевтикой - всестороннее обсуждение любого предмета, определение понятия. Сократ первым поднял знания до уровня понятий. И только Сократ обратил внимание на то, что если нет понятия, то нет и знания. Убеждение Сократа в существовании объективной истины приводит его к выводу, что существуют объективные моральные нормы, что различие между добром и злом не относительно, а абсолютно. Сократ утверждает, что познать мир человек может, только познав себя, свою душу, дела, и в этом основная задача философии. Собственных произведений Сократ не оставил. О философских взглядах можно судить только из произведений Платона и Ксенофонта.
По своему образу жизни и философствования, производил не меньшее впечатление, чем содержание его высказываний, С. ближе не к философа в традиционном понимании, а в народного мудреца. Основную свою задачу он видел не в развитии собственной философской системы, а в привлечении к философской сотворчества, процесса выработки философско-этических идей того или иного собеседника с помощью майевтичного, повивального искусства. Аристотель утверждает, что именно С. начал использовать индуктивные доказательства и делать общие определения. В сфере морали С. предстает как последовательный рационалист, отождествляя благотворительность со знанием. Кто знает что есть добро, не может делать зла. С. отрицает невозможность противоречия между разумом и поведением, исповедуя целостность человеческой личности. Критикуя недостатки власти он был убежден в возможности их преодоления и приведения существующего государственного устройства в соответствии с лучших его образцов, уже приобретенных в ходе исторического развития. С. ввел диалог как один из основных методов поиска, прежде обозначил и в немалой степени расстроил способ формирования диалектического мышления, одним из первых начал применять его к рассмотрению жизненных проблем человеческого бытия.