Основателем объективно-идеалистической философии тождества был Ф. Шеллинг.
Исходя из теории тождества, он настаивал на приоритете природы относительно вечно существующего противоречия "Я и среда", показал диалектическое развитие единой природы и существование единства живой и неживой природы. Философская система Шеллинга состоит из:
1) "Системы теоретической философии",
2) "Системы практической философии",
3) "Философии искусства" (теология и искусство). В системе теоретической философии Шеллинг исследует проблему: как вывести объект из субъекта? Решая ее, Шеллинг создал теорию подсознательного творчества. Суть ее в том, что деятельность субъекта осознана только частично; частью она подсознательная. Поэтому продукты деятельности воспринимаются как независимые от субъекта. В целом единство субъективного и объективного воспроизводится как объект. Шеллинг абсолютизировал: все в объекте является результатом деятельности субъекта. В системе практической философии Шеллинг рассматривает проблему свободы и необходимости. Свобода - осознанная деятельность, необходимость - подсознательная деятельность. Шеллинг исследует связь между ними. Эта связь - превращение свободы в необходимость: свободная деятельность, обьективуючись, превращается в деятельность необходимую. В философии искусства Шеллинг рассматривал искусство как завершение философской системы. "Искусство - оружие философии". Искусство и форма его содержания ("эстетичные созерцания") и является процессом познания. "Эстетическое созерцание - интеллектуальное созерцание". Шеллинг считал, что интеллектуальное созерцание является главным методом философии, поскольку оно может объединить противоположности. Натурфилософия Шеллинга должен показать, как природа приходит к разуму, каким образом природа в восхождении своих потенций создает в человеке ум. Шеллинг считал, что высшим результатом эмпирического познания является закон. Теоретическое мышление является выводом законов из принципов. Основным принципом натурфилософии Шеллинга есть единство мышления и бытия. "Природа есть не что иное, как окаменевшее мышление". У него нет различий между материей и сознанием. Материя - не что иное как дух, созерцающий равновесие своих деяний. Для Шеллинга сущность мышления является движение. Задача натурфилософии - раскрыть видимость противоположности материи и духа. Это можно сделать, раскрыв историю человеческого разума. Знание возможно в том случае, если между субъектом и объектом нет никакой противоположности. Сознание и мир связаны. По мнению Ш., знание возможно тогда, когда нет противоположности между субъектом и объектом. Таким образом, натурфилософия Шеллинга имеет диалектический характер. Основные ее принципы: 1. Принцип полярности. Этот принцип изучения природы состоит в сведении природы к противоположности, двойственности. 2. Принцип историзма: все формы природы столько ступенями ее развития. 3. Принцип системности, следует из понятия натурфилософии как вида систематизирующий знания. 4. Принцип единства сил природы. Шеллинг выдвинул этот важный принцип, который в XIX-XX вв. воплотился в естественнонаучных законах (закон сохранения и превращения энергии). В целом философия Шеллинга оказала большое влияние на европейскую философскую мысль XIX-XX вв., Причем на разных этапах ее развития выделялись и осмысливались различные аспекты многогранного учения Шеллинга.