Фихте создал оригинальное субъективно-идеалистическое учение, согласно которому история - это диалектическая и активное взаимодействие абсолютного "Я" (самосознания человечества) и индивидуального "Я" отдельного человека.
На первый план Фихте выдвигает "практическую" философию - вопрос обоснования возможности и пути достижения человеческой свободы, установление "справедливого" государственного устройства. Фихтеанство строится на 3 основоположениях ("Я есмь Я", "Я не-Я7", "Я есть Я и не-Я"), которые обусловливают как структуру и внутреннее содержание системы, так и метод ее построения. Этот метод был исторически первой попыткой разработать теорию диалектического метода. Опираясь на жизненный опыт человека, Фихте предлагает отличать и противопоставить реальные события, происходящим лишь в воображении. Философская система Фихте основывается прежде всего на признании активной практически-деятельной сущности человека. "Все мое мышление должно иметь отношение к моей деятельности, оно должно признавать себя средством, хотя и отдаленным, для этой цели. Без этого оно - пустая бесцельная игра, трата сил и времени ". Исходное понятие системы Фихте -" Я "выступает как творец всего сущего и одновременно как создатель знания о нем.
Первым актом этой деятельности является осознание себя, что выражается в тезисе" Я Я ". Второй акт выражается антитезой "Я не-Я". Фихте подчеркивает приоритет человеческого субъектно-деятельностного начала на естественным. Природа, по Фихте, существует не сама по себе, а ради того, чтобы образовывать возможности самореализации "Я". В конечном счете "Я" осваивает "не-Я" и достигает тождества с самим собой. "Не-Я" выступает как объект, который ограничивает свободу "Я" (культура, природа). Через преодоление этого препятствия происходит совершенствование "Я". Третий акт - "Я есть Я и не-Я" (синтез) - снятие противоположности субъекта и объекта, утверждения их тождества. Однако такая тождество не может быть достигнута в течение конечного времени. Она является идеалом, к которому на протяжении всего исторического развития стремится человечество. Сам Фихте называл свою философию идеал-реализмом, подчеркивая, что его система не знает никакого бытия вещей в себе. Весь мир вещей и предметов - совокупность знаний. Внутренняя форма, суть совокупности знаний и есть бытие Я, бытие свободной деятельности. Возникает знаменитый генетический метод Фихте, объясняет все вещи из их становления, и он связывает с деятельностью.
По сути, реал-идеализм Фихте превращает самостоятельное мышление в инстанцию человеческой жизни, в абсолютный критерий человеческой деятельности. Каков человек, такова и его философия, подчеркивает Фихте. Воля Я, мыслит в традициях европейского образования, завершается определением: «Только тот свободен, кто хочет все сделать вокруг себя свободным». Я у Фихте доведено до понятия образования (конструирование), определение человеческого разума и свободомыслия. Поэтому свою философию Фихте называет философской педагогикой, что ставит человека «на свои собственные ноги» и учит формированию целостного человека. Не случайно, чувства, связывающего деятельность и свободу, называется совестью. Совесть не ошибается, является судьей всех убеждений. Совесть требует признания в человеке таких же свободных существ, как человек сам. Поэтому цель, стоящая перед человеком, всегда соотносится с целью людей. Требование поступать так, а не иначе, предъявляемым человеком (Я) к самому себе, основывается на ответственности и долга. Индивидуальное жизни Я, воспринимается единым и общим жизнью, полностью определяется конечной целью.
Цель данная Человеку с ее бытием, жизнью. Со временем человек может ее понять и попытаться достичь. Человек трактуется как безусловно моральное существо. Жизненный путь человека должен быть моральным, так опознавательными свойствами человека есть сознание и воля в их единстве. Ни один индивид не рождается нравственным, а должен себя таким сделать. Нравственность - продукт абсолютной свободы деятельности человеческого Я. В современном мире, согласно своей совести, человек формирует святую волю, что позволяет избавиться безнравственности. Когда воля становится твердой и неизменной, человеку открывается путь в грядущие миры, история подчиняется Фихте мировом намерения, определяемый им как понятие единства земной жизни человечества. Концепция морально-исторического закона позволяет увидеть полностью особую грань фихтеанського идеал-реализма: человек не только изменяет, но и создает мир, создает саму себя как субстанцию - причину, что создает, - свою историю.