Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Ницше - пример Иррационализм - философское учение по которому основные жизненные функции происходят без вмешательства интеллекта, а ум и сознание играют чисто техническую роль.

Видный представитель этого направления Шопенгауэр родился в состоятельной семье в Германии. Шопенгауэр исходит из того, что кантовском термина "явление" противопоставляет термин "представление", который охватывает все, что дано нам в чувственном восприятии. Мир существует только как представление. Материальный мир - не что иное, как мир явлений, и его изучает наука. Он считал, что научное миропонимание иллюзорное, классическая философия - "шарлатанство".

По мнению Шопенгауэра, ошибкой всех философов было то, что основным и первичным моментом души, т.е. внутренним, духовной жизнью человека они считали мышление и выдвигали его на первый план. Итак, объективному познанию противопоставляется иррациональное познание, которое вводит в недостижимый иным образом мир. Каждое понятие, мысль - лишь абстракция.

Основной чертой учения Шопенгауэра есть отделение воли от познания. Свобода первична, независимая от познания, которое является вторичным, независимым от воли. Каждый организм, в том числе и человеческая жизнь, является ничем иным, как раскрытием свободы. Каждый поступок эгоистичен: "Я" и "эгоизм" - это одно и то же, они тождественны: если исчезнет последний, не будет и первого. Шопенгауэр различает два вида эгоизма: один, который хочет собственного блага, и второй - гипертрофированный, злобный, который хочет чужого горя. Составной частью "трагической диалектики" Шопенгауэра является понятие вины Мировой Воли. Возникновение Вселенной и жизни в нем - это стихийно неосознанное, а затем осознанное грехопадения, и только частично оно оправдывается страданиями, которые выпали на долю тех, кто живет в мире. Выход мыслитель видит в том, что люди должны направить присущую им жизненную энергию как против самой этой энергии, так и против ее источника - Мировой Воли. Духовный аристократизм Ницше переходит в проповеди, "сверхчеловека", учение о жизни как иррациональное становления, порыв, волю. Основные его труды: "По ту сторону добра и зла", "Так сказал Заратустра", "Антихристианина". Центральным понятием ницшеанства является "воля к власти" как наиболее значительный критерий каждого типа поведения, каждого общественного явления. "Жизнь, - утверждает Ницше, - стремится к максимуму чувства власти". Если у Шопенгауэра Воля является основой бытия, то Ницше придает этому понятию социально-нравственного оттенка. "Воля к власти" - основа права сильного.

Это выше всех моральных, религиозных и иных нормативных установок. Для Ницше не существует понятия учителей и учеников. Он считает, что каждый должен идти своей дорогой, иначе он не создаст своего единственного жизни. Превращая в реальность чьи-то наставления и пророчества, идеи и теории, человек не может стать ничем иным, как рабом обстоятельств, доктрин и идеологий. С "воли к власти" Ницше выводит все основания морали. Он утверждает, что мораль определяющими понятиями которой являются понятия добра и зла, возникает как следствие чувства превосходства одних людей над другими. Ницше считает, что иудео-христианская мораль препятствует полному самовыражению человека, и поэтому необходимо провести переоценку ценностей с целью возрождения "морали господствующих", которая должна основываться на следующих принципах: 

1) единственной безусловной ценностью является "ценность жизни",

2) существует естественная неравенство людей, связана с жизненными силами и "волей к власти",

3) сильный человек свободен от моральных обязательств и не связана никакими моральными обещаниями. Всем этим требованиям, согласно Ницше, соответствует субъект морали господствующих - "сверхчеловек". Это наиболее противоречивое понятие в этике Ницше. С одной стороны, эти люди в отношении друг к другу сдержанные, гордые, приятные. С другой стороны, в отношении "чужих" они не отличаются от зверей, потому освобождены от моральных обязательств и руководствуются в своих действиях инстинктами. Внешняя особенность "сверхчеловека" заключается в "врожденном благородстве", "аристократичности". Обладателем власти "сверхчеловек" становится не в силу врожденной принадлежности к определенному классу или состояния, а как избранник самой природы. Его "сверхчеловек" это гармоничный человек, в которой органично сочетаются физическое совершенство, высокие моральные и интеллектуальные качества. Однако не следует однозначно и ограниченно толковать учение Ницше, которому присуща необычайная широта культуры, честность, открытость, искренность морально-интеллектуального поиска, глубина мысли. В теории Ницше немало противоречий и выпадов против демократии, но Ницше не случайно опасался и презирал низменную человека, живущего какими-то догматами, традициями и жаждой власти, человека, маленькую и серую, слабую и трусливую, ибо хорошо понимал, что гибель и разрушение общества может привести именно такой человек, который получил власть и возможность управлять человеческими судьбами.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии