Иррационализм - философское учение по которому основные жизненные функции происходят без вмешательства интеллекта, а ум и сознание играют чисто техническую роль.
Видный представитель этого направления Шопенгауэр родился в состоятельной семье в Германии. Шопенгауэр исходит из того, что кантовском термина "явление" противопоставляет термин "представление", который охватывает все, что дано нам в чувственном восприятии. Мир существует только как представление. Материальный мир - не что иное, как мир явлений, и его изучает наука. Он считал, что научное миропонимание иллюзорное, классическая философия - "шарлатанство".
По мнению Шопенгауэра, ошибкой всех философов было то, что основным и первичным моментом души, т.е. внутренним, духовной жизнью человека они считали мышление и выдвигали его на первый план. Итак, объективному познанию противопоставляется иррациональное познание, которое вводит в недостижимый иным образом мир. Каждое понятие, мысль - лишь абстракция.
Основной чертой учения Шопенгауэра есть отделение воли от познания. Свобода первична, независимая от познания, которое является вторичным, независимым от воли. Каждый организм, в том числе и человеческая жизнь, является ничем иным, как раскрытием свободы. Каждый поступок эгоистичен: "Я" и "эгоизм" - это одно и то же, они тождественны: если исчезнет последний, не будет и первого. Шопенгауэр различает два вида эгоизма: один, который хочет собственного блага, и второй - гипертрофированный, злобный, который хочет чужого горя. Составной частью "трагической диалектики" Шопенгауэра является понятие вины Мировой Воли. Возникновение Вселенной и жизни в нем - это стихийно неосознанное, а затем осознанное грехопадения, и только частично оно оправдывается страданиями, которые выпали на долю тех, кто живет в мире. Выход мыслитель видит в том, что люди должны направить присущую им жизненную энергию как против самой этой энергии, так и против ее источника - Мировой Воли. Духовный аристократизм Ницше переходит в проповеди, "сверхчеловека", учение о жизни как иррациональное становления, порыв, волю. Основные его труды: "По ту сторону добра и зла", "Так сказал Заратустра", "Антихристианина". Центральным понятием ницшеанства является "воля к власти" как наиболее значительный критерий каждого типа поведения, каждого общественного явления. "Жизнь, - утверждает Ницше, - стремится к максимуму чувства власти". Если у Шопенгауэра Воля является основой бытия, то Ницше придает этому понятию социально-нравственного оттенка. "Воля к власти" - основа права сильного.
Это выше всех моральных, религиозных и иных нормативных установок. Для Ницше не существует понятия учителей и учеников. Он считает, что каждый должен идти своей дорогой, иначе он не создаст своего единственного жизни. Превращая в реальность чьи-то наставления и пророчества, идеи и теории, человек не может стать ничем иным, как рабом обстоятельств, доктрин и идеологий. С "воли к власти" Ницше выводит все основания морали. Он утверждает, что мораль определяющими понятиями которой являются понятия добра и зла, возникает как следствие чувства превосходства одних людей над другими. Ницше считает, что иудео-христианская мораль препятствует полному самовыражению человека, и поэтому необходимо провести переоценку ценностей с целью возрождения "морали господствующих", которая должна основываться на следующих принципах:
1) единственной безусловной ценностью является "ценность жизни",
2) существует естественная неравенство людей, связана с жизненными силами и "волей к власти",
3) сильный человек свободен от моральных обязательств и не связана никакими моральными обещаниями. Всем этим требованиям, согласно Ницше, соответствует субъект морали господствующих - "сверхчеловек". Это наиболее противоречивое понятие в этике Ницше. С одной стороны, эти люди в отношении друг к другу сдержанные, гордые, приятные. С другой стороны, в отношении "чужих" они не отличаются от зверей, потому освобождены от моральных обязательств и руководствуются в своих действиях инстинктами. Внешняя особенность "сверхчеловека" заключается в "врожденном благородстве", "аристократичности". Обладателем власти "сверхчеловек" становится не в силу врожденной принадлежности к определенному классу или состояния, а как избранник самой природы. Его "сверхчеловек" это гармоничный человек, в которой органично сочетаются физическое совершенство, высокие моральные и интеллектуальные качества. Однако не следует однозначно и ограниченно толковать учение Ницше, которому присуща необычайная широта культуры, честность, открытость, искренность морально-интеллектуального поиска, глубина мысли. В теории Ницше немало противоречий и выпадов против демократии, но Ницше не случайно опасался и презирал низменную человека, живущего какими-то догматами, традициями и жаждой власти, человека, маленькую и серую, слабую и трусливую, ибо хорошо понимал, что гибель и разрушение общества может привести именно такой человек, который получил власть и возможность управлять человеческими судьбами.