Теософская и антропологическая проблематика в украинской и русской религиозной философии: Юркевич, Соловьев, Бердяев.
Философия Юркевича многогранная, он рассматривает проблемы истории философии, философской антропологии, гносеологии, этики, философии, религии. Центральной проблемой является проблема человека. "Философия сердца" Юркевича является целостной философско-антропологической концепции, в которой предлагается оригинальный взгляд на человека; как отмечает Юркевич, - сердце - это носитель всех телесных сил человека, центр душевной и духовной жизни; центр нравственной жизни человека.
Для понимания сущности "философии сердца" Юркевич делает два принципиально важных вывода:
1) "сердце" может понимать, находя такое душевное состояние, который недоступен абстрактному знанию, ума,
2) понятия и абстрактное знание разума раскрывается не в голове человека, а в " сердце ". Юркевич критиковал как односторонние крайние философские позиции как материализм, так и идеализм: идеализм - за пренебрежение реальностью, материализм - за умаление значения духовного; Его учение оказало влияние на становление философии В.С. Соловьева и других русских мыслителей конца XIX-начала XX вв. Соловьев создал своеобразную теософскую систему. Критиковал материализм и атеизм, считая их учениями которые опустошают духовную природу человека, ведут человека в тупик. Он доказывал, что главной задачей философии является обогащение теологическими идеями, христианского вероисповедания.
По Соловьеву началом всего существующего является тождественно с богом абсолютно. Абсолютное воспринимается людьми через веру, содержит в себе вечные идеи. Теория познания Соловьева полностью подчиняется его идеалистической, религиозно-мистической системе, в которой главная роль отводилась интуиции и мистике. В основе общественных отношений люди должны руководствоваться христианским учением - любовью к ближнему. В области эстетики Соловьев придерживался идеологической теории "чистого искусства", доказывая, что художник творит в том случае, когда находится в мистическом экстазе, когда его произведения является воплощением божественного откровения. Для творчества Бердяева характерна необходимость философского осмысления явлений, которые анализируются, постоянная сосредоточенность на своих переживаниях и поисках. Бердяев свою ф-ю называл ф-ю духа.
Центром в ней стала тема человека, его свободы, творчества человека, духа, истории, смысл которой он рассматривал с точки зрения общечеловеческих ценностей, примата свободы над бытием, свободы как фундамента жизни личности. Свобода не даруется Богом, она предшествует бытию и Богу. С первоначальной свободы раскрывается Бог, из нее развивается и личность, предстает мир как переход бытия в небытие, творчества из свободы. Этим определяется смысл истории. Сформулировал противопоставление трансцендентальной и психологической сознания.
До последнего отнес сферу переживаний, которые формируются в конкретном жизненном опыте - это относительная, субъективная сознание. Трансцендентальное - объективное и абсолютное как совокупность всеобщих условий познания. Абсолютные истины существуют независимо от эмпирического их восприятия. Они воспринимаются группировкой по-разному, а условия их существования делают эти истины восприняты или не воспринятыми. Б. стремился выработать новое понимание христианства, новая религиозное сознание как восстановление опыта и духовного самочувствия переломной эпохи, больной социальными взрывами.
Во имя свободы не воспринимал государственных насильственных политических начал, насилия. Предсказывал появление культа земной материальной силы (сверхчеловека), который велико на вершине человеческих трупов. В центре своих взглядов на человека ставил личность и ее назначение в универсуме. Суть его взглядов заключалась в том, чтобы через сознание мирового зла восстановить религиозный смысл жизни, вернуть человека к истинному призванию в мире, которое делает ее достойной жизни вечной, дать ему внутреннюю свободу.