Чувственное и рациональное познание. Соотношение их форм.
Различают 2 основные уровни познания: чувственное и рациональное. Чувственное - ощущение играют главную роль в процессе восприятия окружающего мира. Ощущение является субъективным идеальным образом предмета, поскольку отражает действие предмета через воздействие на призму человеческого познания.
Главными элементами чувственной деятельности и чувственного познания - ощущения, восприятия, представления, эмоции, которые существуют в комплексе. Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов и явлений результате их непосредственного воздействия на органы чувств человека. Ощущение - это те каналы, которые связывают субъект с внешним миром. Но, будучи результатом непосредственного влияния лишь отдельных свойств и сторон объектов, ощущение хотя и является источником познания, дает не целостную действительности, а лишь одностороннюю ее картину.
Восприятие - это чувственное отражение предметов и явлений действительности в совокупности присущих им свойств при непосредственном воздействии их на органы чувств человека. Это качественно новая форма чувственного отражения действительности, которая выполняет две взаимосвязанные функции: познавательную и регулятивную. Представление - это чувственный образ, форма чувственного отражения, которая воспроизводит свойства действительности за отраженными в памяти следами предметов, ранее воспринимались субъектом. Представление - это чувственный образ предмета, который не действует на органы чувств человека, это обобщенный образ действительности.
Представление делятся на образы памяти и образы воображения. С помощью образов воображения творится картина будущего. Чувственное отражение и его основные формы ограничены в своих возможностях давать истинное знание. Поэтому знания о действительности, какой он есть, независимо от субъекта, достигается дальнейшим развитием форм познания.
Такой высокой сферой по сравнению с чувственным отражением, качественно новым уровнем отражения действительности является рациональное познание. Рациональное познание характеризуется мышлением, понятиями, суждениями, умозаключениями, категориями. Мышление - это процесс активного, целенаправленного, обобщенного, опосредованного, существенного и системного воспроизведения действительности и решение проблем ее творческого преобразования.
Понятие - это форма рационального познания, в которой отражается сущность объекта и дается его всестороннее объяснение. Понятие как знание сущности, знания об общем и закономерное формируется на основе практики, поскольку именно в процессе практики субъект может определить существенные и несущественные стороны действительности. Суждение - это такая логическая форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-то относительно объекта познания.
В суждениях выражается связь между понятиями, раскрывается их содержание, дается определение. Умозаключение - это такой логический процесс, в ходе которого из нескольких суждений на основе закономерных, существенных и необходимых связей выводится новое суждение, которое своим содержанием имеет новое знание о действительности. По характеру получения нового знания умозаключения делятся на следующие виды: индуктивные, дедуктивные, умозаключения по аналогии. Категории - это универсальные формы мышления и сознания, которые отражают общие свойства, взаимосвязи, закономерности развития всех материальных и духовных явлений и процессов. Таким образом, рациональное и чувственное - это диалектически взаимосвязанные стороны единого познавательного процесса, только в единстве могут давать адекватную картину действительности.