Уровни, формы и методы научного познания.
Научное познание является особым видом социальной деятельности, которая объединяет в себе гносеологическую (познавательную), конструктивную (созидательную), аксиологическая (социально-ценностную) и праксеологическую (предметно-преобразующую) стороны. Методология научного познания охватывает все стороны, формируя распоряжения по оптимизации целенаправленных действий в каждой из названных сфер функционирования научного знания.
По степени общности методы научного познания делятся на философские, общенаучные и единичные, а по сфере применения - на эмпирические и теоретические. Во философским методом научного познания понимается метод диалектики, который противопоставляется метафизическому методу. Им есть принципы материалистического монизма, неисчерпаемости материи, детерминизма, целостности, саморазвития, единства содержания и формы, единичного и общего, явления и сущности, принцип отражения, метод восхождения от абстрактного к конкретному, конкретности истины.
Научному познанию присущи методы рассудочной деятельности, получившие название логических форм познания, такие, как анализ и синтез, предотвращения и обобщение, абстрагирование, сравнение, доказательство, индукция и дедукция, предположения, предсказания, объяснения, спор. Наряду с логическими методами познания в науке используются и неформализованные методы, менее всего изучены мыслительные операции, на основе которых происходят открытия, решения проблем, формулируются новые научные понятия, обобщения и теории.
Формально-логические и неформализованные методы получения нового знания в реальном познании взаимосвязаны и дополняют друг друга. К загальнонауковиx методов познания относятся методы, разработанные в ходе развития наук и вследствие своей общности получили применение во всех науках или в ряде смежных наук. К ним относятся вероятно-статистический метод, метод системного анализа, структурно-функциональный подход, метод программирования, аксиоматический метод, информационно-кибернетический метод, метод моделирования, эволюционно-исторический метод, прогностический метод и др..
Не утратили своего значения в развитии современного научного познания и такие общенаучные методы, как индуктивный метод и тесно с ним связан метод классификации, аналитические методы, метод дедукции. Эмпирические и теоретические методы различаются по уровням научного познания. Первые - наблюдение и эксперимент - отражают действительность со стороны внешних связей, признаков и отличий, форм и явлений Они связаны с исходным уровнем познания живым созерцанием, восприятием, представлением, распознаванием, начальной формой классификации различий.
Теоретические методы, включающие логические операции мышления, философские, общенаучные и значительная часть специальных методов, имеющих своим объектом суть, внутренние закономерности наблюдаемых явлений, отражающие предметы со стороны объективной логики, тенденции их развития. Единство эмпирических и теоретических методов познания вытекает из принципиального единства материальных объектов, материального единства мира. Этим обусловливается также необходимость диалектического синтеза эмпирического и теоретического знания, преодоление эмпиризма, что выражается, с одной стороны, в игнорировании теории, и тем самым выходом на новый уровень знания, а с другой - в абстрактном теоретизирования.