Наука как феномен культуры и объект философского исследования.
Специфика и основные функции науки. Определение науки впервые было дано Аристотелем, который толковал науку как особую форму знания - знания ради самого знания - и в достижении его видит высшую цель человеческой деятельности. В историческом генезисе науки можно выделить три основных периода:
1) личностно-мировоззренческая ориентация науки: от ее возникновения до Галилея и Ньютона. Основной целью научной деятельности в социальном плане было формирование общего представления о мире и месте в нем человека.
2) технологическая, материально производственная ориентация науки: начиная с 17 в. до современности.
3) ориентация на развитие интеллектуально творческого потенциала личности (современный этап). Для современной науки характерно усиление взаимосвязей между большим количеством различных отраслей, интегральных тенденций в развитии каждой из них.
Важным стимулом развития наук и их интеграции является практическая общественно-производственная деятельность человека. Интегральные тенденции порождаются потребностями социально-экономического характера. Интеграция предполагает установление и усиление связей между науками. Философия, с одной стороны, обобщает интегральные тенденции в отдельных науках, а с другой - выполняя методологические функции познания, осуществляет как синтез знания в отдельных научных дисциплинах, так и "внешний" синтез между дисциплинами и их основными подразделениями.
Философия, которая является ядром таких интегрально-общенаучных форм познания, как методология, мировоззрение, научная картина мира непосредственно через них оказывает большое влияние на сближение наук о природе и обществе, на развитие техники. Развитие любой отрасли науки происходит такими фазами: начинается с возникновения "зародышевых" работ, период развития идей, период эксплуатации идей; насыщение: отрасль исчерпывает себя, и основные идеи переходят в учебники. Научная революция как закономерность развития науки выполняет две основные функции: критическая, разрушительная по отношению к системе старых понятий теорий, принципов и законов данной науки; конструктивная, созидательная. Решающее значение для правильного определения путей дальнейшего развития науки имеют философский, особенно логико-гносеологический и социологический аспекты исследования.
С позиций логико-гносеологического подхода, наука рассматривается как система знаний. Научное знание представляет собой идеальное образование, специфическое духовное явление, необходимый компонент науки, без которого она не существует как целостность. Наука становится настоящим в том случае, когда осуществляется процесс создания нового знания. Продуктом науки являются новые знания. Социологический анализ науки приводит к пониманию ее как формы научной деятельности, отрасли духовного производства, определенного социального института. Наука есть не только суммой знаний, это система знаний, постоянно развивающиеся и одновременно является специфическим видом духовного производства. Наука как социальный институт представляет собой организацию людей, занимающихся научной деятельностью и материальных средств ее осуществления в виде системы организаций и учреждений для выполнения функций сознательного и целенаправленного управления научной деятельностью.