Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Наука - пример Наука как феномен культуры и объект философского исследования.

Специфика и основные функции науки. Определение науки впервые было дано Аристотелем, который толковал науку как особую форму знания - знания ради самого знания - и в достижении его видит высшую цель человеческой деятельности. В историческом генезисе науки можно выделить три основных периода: 

1) личностно-мировоззренческая ориентация науки: от ее возникновения до Галилея и Ньютона. Основной целью научной деятельности в социальном плане было формирование общего представления о мире и месте в нем человека.

2) технологическая, материально производственная ориентация науки: начиная с 17 в. до современности.

3) ориентация на развитие интеллектуально творческого потенциала личности (современный этап). Для современной науки характерно усиление взаимосвязей между большим количеством различных отраслей, интегральных тенденций в развитии каждой из них.

Важным стимулом развития наук и их интеграции является практическая общественно-производственная деятельность человека. Интегральные тенденции порождаются потребностями социально-экономического характера. Интеграция предполагает установление и усиление связей между науками. Философия, с одной стороны, обобщает интегральные тенденции в отдельных науках, а с другой - выполняя методологические функции познания, осуществляет как синтез знания в отдельных научных дисциплинах, так и "внешний" синтез между дисциплинами и их основными подразделениями.

Философия, которая является ядром таких интегрально-общенаучных форм познания, как методология, мировоззрение, научная картина мира непосредственно через них оказывает большое влияние на сближение наук о природе и обществе, на развитие техники. Развитие любой отрасли науки происходит такими фазами: начинается с возникновения "зародышевых" работ, период развития идей, период эксплуатации идей; насыщение: отрасль исчерпывает себя, и основные идеи переходят в учебники. Научная революция как закономерность развития науки выполняет две основные функции: критическая, разрушительная по отношению к системе старых понятий теорий, принципов и законов данной науки; конструктивная, созидательная. Решающее значение для правильного определения путей дальнейшего развития науки имеют философский, особенно логико-гносеологический и социологический аспекты исследования.

С позиций логико-гносеологического подхода, наука рассматривается как система знаний. Научное знание представляет собой идеальное образование, специфическое духовное явление, необходимый компонент науки, без которого она не существует как целостность. Наука становится настоящим в том случае, когда осуществляется процесс создания нового знания. Продуктом науки являются новые знания. Социологический анализ науки приводит к пониманию ее как формы научной деятельности, отрасли духовного производства, определенного социального института. Наука есть не только суммой знаний, это система знаний, постоянно развивающиеся и одновременно является специфическим видом духовного производства. Наука как социальный институт представляет собой организацию людей, занимающихся научной деятельностью и материальных средств ее осуществления в виде системы организаций и учреждений для выполнения функций сознательного и целенаправленного управления научной деятельностью.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии