Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Субъект, объект и предмет познания - пример Субъект, объект и предмет познания. Процесс познания всегда происходит в диалектической взаимосвязи субъекта и объекта познания.

Объект - конкретные вещи, явления или процессы, на которые непосредственно направлена познавательная активность людей, тот, кто осуществляет познавательную деятельность, называется субъектом познания.

Субъектом познания могут выступать отдельный индивид, социальная группа, общество в целом. Отношение познавательного процесса включает в себя три члена: субъект, объект и содержание познания - знания. Субъект - это и совокупность наличных знаний, которыми он владеет, это и материальные средства исследования, это и философские, мировоззренческие установки ученого. Это означает, что субъект производит в своем сознании те или иные образы, абстракции, гипотезы, теории не "один на один с природой", а на базе универсальных схем деятельности, которые уже сформировались.

Они задают механизмы, согласно которым человек понимает и оценивает те или иные объекты познания. Независимо от того, создает отдельный индивид сам новые способы познания и объяснения реальности он действует на основе культурных данных своего времени. В любом своем отношении человек не вступает в контакт с объектами (вещами, явлениями, процессами) природного и общественного бытия вообще, во всей их бесконечной сложности. Побуждая к деятельности своими материальными и духовными потребностями, ставя определенные цели, она всегда берет их как некий "частичный объект", или "предмет". В процессе деятельности происходит практическое отвлечение от других его свойств, связей и отношений, образующая принципиальную основу исторически конкретных способов воображаемого, теоретического освоения действительности. Любой объект существует в определенных условиях, в определенной среде, в отношении которого он обнаруживает определенные свойства. В равной степени это справедливо и в отношении действующих на объект факторов.

Субъект и объект как противоположные стороны образуют противоречивое отношение. Субъектно-объективное противоречие развивается на основе возникновения и усложнения системы опосредованных звеньев. Чем более разнообразна и совершенна эта система, тем более развито целое, связанное с этими звеньями. Поэтому между человеком и природой растут все новые и новые формы и появляются новые члены отношения: продукты предыдущей работы, технические средства, целый мир материальной культуры и общественных связей, складывающейся вокруг условий производства. Аналогичная картина характерна для процесса познания. Субъект не может влиять на объект иначе, как предметным образом. Это означает, что располагает он должен иметь систему материальных посредников своих воздействий на познаваемый объект - орудия труда, измерительные инструменты, химические реактивы, ускорители частиц, экспериментальные установки. Прогресс познания был бы невозможен без постоянного расширения и усложнения этого "мира посредников". Равным образом механизм воздействия объекта на субъект предполагает в свою очередь систему посредников: непосредственное сенсорная информация, различные знаковые системы и, прежде всего, язык.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии