Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Содержание, методологическое значение и мировоззренческий - пример Содержание, методологическое значение и мировоззренческий аспект основных законов диалектики.

Диалектика опирается на три основные, универсальные законы: закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей отражает фундаментальную особенность объективной действительности, которая заключается в том, что все ее предметы, явления и процессии имеют спорные моменты тенденции, стороны борются и взаимодействуют между собой.

Для выяснения существенных моментов закона необходимо рассмотреть ряд категорий, который конкретизируют. Тождество - это равенство предмета самому себе. Различают два вида тождества: тождественность одного предмета; тождественность многих предметов (процессов, явлений и т.п.). В любом конкретном предмете тождество и различие являются противоположностями, которые при взаимодействии, обуславливают друг друга. Взаимодействие этих противоположностей, как писал Гегель, является противоречием. В философской литературе различают понятия "источник развития" и "движущая сила развития".

При этом исходят из того, что существуют непосредственные, внутренние причины развития и косвенные, внешние. Первые являются источником развития, вторые - движущими силами. Понятие "источник развития" шире по своему содержанию, поскольку оно является одновременно и движущей силой. Источником развития выступает противоречие, она - движущая сила развития. Противоречия не являются стабильными. Их изменения связаны с вступлением в процессе своего развития определенной специфики. Различают следующие формы противоречий: тождество-различие; различие; существенное различие; противоположность тождество-различие как зачаточная "эмбриональная" противоречие; отличие как что-то; существенное отличие как разница по существу; противоположность как нетождественность.

В обществе социальные противоречия приобретают новые формы, как, например, социальный конфликт, антагонизм. Понятие "антагонизм" дает представление об одной из форм противоречий, которая характеризуется острой, непримиримой борьбой враждующих сил, тенденций, направлений. На разных этапах противоречие проявляет себя по-разному: на этапе тождества-различия - как противоречие, которая зарождается, возникает, на этапе отличия - как разногласие, которая дает представление о некоторой неравномерности в тождественном предмете, на этапе существенного различия - как противоречие, является неравенством по сути, на этапе противоположностей - как противоречие, осознаваемое как "борьба" сторон, которые не совпадают, на этом этапе противоречия разрешаются, на этапе антагонизма противоречие приобретает резкого обострения, формы взаимоисключения, противодействия сторон. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм диалектического развития. По этому закону развитие происходит путем постепенных количественных изменений, которые переходят в новое качество. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные конкретизируется через ряд категорий (качество, количество, свойство, мера, прыжок), дающих целостное представление о его содержании как общего закона развития.

Данный закон раскрывает внутренний механизм перехода к новому качеству в любой сфере объективной действительности, отвечая на вопрос как, каким образом происходит развитие и движение всего сущего. Закон отрицания отрицания можно сформулировать следующим образом: в процессе прогрессивного развития каждая стадия, которая является результатом двойного отрицания-снятия, является синтезом предыдущих стадий и воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру исходной стадии развития. Таким образом, любое развитие невозможно без отрицания. В законе отрицания говорится о повторяемости особого характера, непосредственно связанной с действием основного источника развития - диалектического противоречия, есть взаимоотношения и взаимодействие противоположностей, борющихся между собой и вместе с тем находятся в единстве. Главная идея закона отрицания отрицания - осуществление диалектического синтеза. В действии этого закона осуществляется преемственность (наследственность) во внутренней форме, в структуре, причем с уровнем более ранимы, чем тот который был до второго возражения. Высшим видом отрицания является отрицание-синтез. Такое отрицание придает организованность и ритмичность развития материальной системы. Закон заперерчення отрицания (диалектического синтеза) не сопоставим с деструктивными возражениями, с зеперченнямы в круговорот, механическом движении. Он не связан однозначно с запереченняы-трансформациями, хотя в процессе своего развертывания он его включает, как и отрицание-снятие. Только два возражения-снятие с некоторой определенной системы отсчета являются составными частями данного закона. Безусловно, закон отрицания отрицания интегральный. Интегралнисть этого закона заключается в аккумуляции содержательных моментов прогрессивного развития, а его наиболее всеобщей признаком является повтор на высшей стадии характерных черт низкого исходного степени развития. Таким образом данные законы - универсальные законы диалектики, поскольку действуют в природе, обществе и познании.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии