Альтернативы диалектики как концепции развития (метафизика), как логики (софистика и эклектика), как гносеологии (релятивизм и догматизм).
Важнейшими измерениями диалектики является диалектика как теория развития, как логика и как теория познания. Антиподом диалектики как теории развития является метафизика. Метафизика - это исторически неизбежная философская теория развития и метод познания, занимающих определенное место в развитии философии, ее категориального аппарата. Однако с развитием науки метафизика обнаружила свою недостаточность и уступила диалектике, как более современному методу познания, осознание действительности.
Таким образом, исторически сложились две альтернативные концепции - метафизика и диалектика. Они являются противоположными по ряду важных, фундаментальных начал. Диалектика, с одной стороны. оправдывает существующие порядки, состояние, кстати, однако, для определенных условий, для определенной времени. 3 другого стороны, диалектика исходит из абсолютного сменности, текучести вещей, состояний, порядков, "ликвидации" того. что с, для развития того, что будет. Альтернативами диалектики также софистика и эклектика. Софистика основывается на неправильном выборе исходных положений, на абсолютизации определенного определения, на смешении существенного с несущественным, на ложных доказательствах (так называемых софизмах), на использовании разных значений одного и того же слова. Софистика, в отличие от метафизики, не является самостоятельной теорией познания или его методом, софистика как способ имеет исключительно субъективный характер. Софистика выступает альтернативой диалектики лишь в определенном смысле этого слова, когда диалектика понимается как наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира.
Эклектика это алогичная концепция, основанная на произвольному выборе координат, на случайном сочетании разных сторон вещей, на игнорировании их существенных различий в субъективистском сочетании элементов, положений различных учений, концепций, школ, взглядов. Софистика и эклектика - это грани одного и того же медали, по своей природе носят субъективный характер, касаются определенного мнения мышления, соответствующей интерпретации фактов К альтернатив диалектики как гносеологии относятся догматизм и релятивизм. Догматизм антиисторический, абстрактный способ рассмотрения теоретических и практических проблем, когда при решении их не учитываются ни обстоятельства места, ни обстоятельства времени. Догматизм - это определяющая характеристика консервативного мышления.
Догматизм выходит из неизменных, раз и навсегда данных формул, знаний, которые не могут обогащаться в процессе развития познания. Разделяя знание на правильные и неправильные, догматизм пытается закрепить это навсегда, таким образом, фактически ведя в обманчивости. Догматизм, преувеличивая значение определенных сторон истины, не признает новых качественных моментов, возникающих в процессе познания, не учитывает конкретности истины, абсолютизирует ее. Релятивизм - теоретико-познавательная концепция, которая исходит из одностороннего выяснения сути истины, преувеличение момента ее относительности, т.е. интерпретации результатов процесса познания. Итак, релятивизм имеет непосредственное отношение к диалектике как теории познания и в этом выступает как ее альтернатива.
Догматизм основывается на преувеличении значения абсолютной истины, игнорируя момент ее конкретности; релятивизм, наоборот, преувеличивает значение относительной истины, отбрасывая момент ее абсолютности. Таким образом, если рассматривать диалектику как теорию развития, то ее антиподами является метафизика и "отрицательная" диалектика, если рассматривать диалектику как логику, то и альтернативами являются софистика и эклектика. Если же рассматривать диалектику как теорию познания, то и альтернативами выступают догматизм и релятивизм.