Предмет социальной философии. Специфика социального познания.
Общественная форма движения материи отличается высокими, чем в природе, темпами развития, что также определяет в значительной степени особенности социального познания. Специфика социального познания определяется прежде всего его предметной областью.
Предметом социального познания является человек, его деятельность, культура, представляющих собой важнейшие органично взаимосвязанные элементы общественной жизни. В социальном знании в отличие от естественно - научного человек одновременно выступает не только как субъект, но и как объект социального познания.
Общество при этом оказывается объектом познания, которое в то же время есть субъект деятельности. Человек сам создает себе и новую среду своего существования. Характеризуя субъект и объект социального познания, особенно нужно обратить внимание на то, что не только индивид, человек выступает одновременно объектом и субъектом социального познания, но и общество, в разных связях и отношениях.
Нельзя понять суть человека вне общества, поскольку все социальное в человеке формируется обществом, а общество есть продукт взаимодействия людей. Обществу присущ специфический способ организации и развития жизнедеятельности, представленный в культуре, которую в самом общем плане можно рассматривать как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком, а также способов их создания, применения и передачи. В социальном познании культура рассматривается как явление историческое, развивающееся с развитием общества.
Осваивая в процессе своей социализации культурные ценности, человек оказывается "запрограммированной" сознательно (и бессознательно) представлениями о мире, о высшие цели и формы деятельности, навыками, нормами поведения, представлениями о способах обращения с предметами потребления, закрепленными в языке, и хранятся в "социальной памяти". Специфику познания социальной действительности нельзя выяснить, не поняв значение в нем деятельного подхода, поскольку человек и усваивает, и творчески развивает культуру через деятельность. История развития общества создается путем преобразования окружающей среды, реализации человеческих целей и ценностей в деятельности, на основе которой создаются условия для жизни общества и личности. Именно поэтому деятельностный подход к пониманию социальности является важнейшим, интегральным, методологическим принципом, пронизывающим все социальное познание.
Таким образом, общество - чрезвычайно сложный и противоречивый предмет познания. Оно постоянно меняется, приобретая все новых и новых форм. В общении и через него происходит взаимовлияние и взаимодействие индивидов, проявляется и формируется общность взглядов, мнений, настроений, достигается взаимопонимание, осуществляется передача и усвоение манер, привычек, стиля поведения, создаются сплоченность и солидарность, воспроизводится образ жизни.