Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Философия 9 - пример Кант. Критика чистого разума (переворот в теории познания).

В 1781 Кант написал книгу "Критика чистого разума". Кант видит свою задачу в том, чтобы преодолеть две мировоззренческие позиции, два вида одностороннего подхода к проблеме познания - догматизм и скептицизм. Кант предлагает третий путь - путь критики.

Причем речь идет не о критике каких-либо книг или философских систем, а о критике самого разума, взятого в чистом виде, то есть независимо от опыта. Кант намерен изучить инструмент познания, прежде чем пустить его в дело. Кант осуществил коренной переворот в философии, сделав предметом философии познающий субъект, который определяет способ познания и контролирует предмет знания.

Человек познает в той мере, как сама испытывает природу, выстраивает умственные гипотезы и конструкции. То есть, чем активнее человек, тем шире будут его знания. Кант определяет концепцию познавательного процесса, которая начинается с определения источников познания. Он считал, что первым источником познания становятся чувств, через которые нам дается реальность и которые поставляют материал для знания, и смысл, с помощью которого происходит мышление.

Смысл мыслит, а это значит, что он производит формы интеллектуальной деятельности и умеет ими оперировать. Чувство дают нам материал неоформленный и неупорядоченный. Смысл упорядочивает его, накладывая на него свои формы - категории - они присущи рассудка по природе и потому выступают как априорные - переддосвидни. Мы видим в восприятии предмет (или явление, феномен), который имеет определенную определенность том, что возникает как результат синтеза априорных категорий смысла и материала чувств.

Это действие является, но она не дает знаний, а только возбуждает нашу умственную активность. Навыки осуществления подобных синтезов Кант назвал опытом. Опытный человек это такой человек, который способен виденное перевести в определенные размышления и выводы. Мы можем познать только то, что сами создали. По Канту, существует еще один уровень работы интеллекта - ум. Он оперирует идеями, которые определяют способ упорядочения категорий смысла. Идеи разума выполняют регулятивную функцию в познании, пробуждая сознание к познанию. По содержанию идеи достигают высоких вопросам жизни: что есть Бог, бессмертие, свобода воли. Идеи не касаются опыта, поскольку выходят за его пределы, поэтому их нельзя опровергнуть или подтвердить на основе опыта.

Идеи можно сформулировать в их противоположных смыслах - в форме антиномий. Реальный опыт никогда не даст нам окончательный ответ на этот вопрос. На каких же основаниях мы останавливаемся на определенных идейных позициях? По Канту, мы сопротивляемся только на веру. Отсюда следует знаменитый тезис: "Мне пришлось ограничить разум, чтобы освободить место для веры". По Канту существуют три вида веры. Прагматичной он называет веру человека в свою правоту в том или ином единичном случае. Веру в общие положения Кант называет доктриальной. Сюда же Кант относит учение о боге, и его бытия. Совсем иной характер носит моральная вера, где встает вопрос об истинности суждений "Эту веру ничего не может поколебать, так как были бы отвергнуты мои моральные принципы, от которых я не могу отказаться, не став в собственных глазах достойным призрения". Верить в бога означает не размышлять о его бытии, а просто быть добрым.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии