Шопенгауэр . Мир как воля и представление воли, воля как основа бытия
, единство воли и духа, доминирующая роль воли над разумом, иррационализм и пессимизм, основной способ познания - метод художественной интуиции). Философия Шопенгауэра резко противостоит метафизическим взглядам Фихте, Шеллинга и Гегеля.
Жизненным идеалом философа был буддистский отшельник. Шопенгауэр постоянно подчеркивал самостоятельное возникновение своей философской системы. По мнению Шопенгауэра, мир является собственным представлениям человека. Нужно различать мир в себе, независимый от собственных чувств и мир, которым человек его видит и узнает, есть мир феноменальный. Познавательная сознание воспринимает мир через сетку особых категорий, которые просто упорядочивают наши представления.
Но мир рожден процессом познания, отличается от идеального мира, о котором нам трудно сделать вывод. Вот почему философия Шопенгауэра не признает учения о непосредственно и абсолютно познавая, созерцательный и воспринимающий разум. Шопенгауэр различает два мира. Один - это представление. Другой, отделения от него, это мир реальный, Мир - воля. В первом господствует причинность как и во всем, что находится во времени и пространстве. Другой свободный от всяких границ и ничем не сформирован, не скованный. Различить эти два мира - задание философии Шопенгауэра. Две разные сферы; сфера феноменов, которая не имеет в себе ничего реального и нечто совершенно иное, до сих пор неразгаданное, таинственное, возможно принципиально не понимали. "Это уже не представление, а воля ...". "Воля - это начало всего существующего. Воля - это абсолютно свободное желание, не имеет ни причин, ни оснований". Вся ризноманисть мира по Шопенгауэру - это выявление воли.
Познание человека - также одна из объективаций мировой воли, включенной в бесконечной борьбы ее выражений. Оно служит воле, в частности целям сохранения существа, имеющего различные потребности. Отделение свободы и познания составляет важную особенность философии Шопенгауэра. При этом в своих рассуждениях он движется не от бытия к человеку, а от человека к бытию. Воля - это неизменное стремление бытия. Шопенгауэр наделяет ее тремя главными свойствами: тождественностью, неизменностью, свободой. Разум человека, по Шопенгауэру, это продукт воли. Он погибает вместе с индивидом, но воля при этом не теряется, не разрушается. Человек не всегда соотносит свое поведение с мерками полученного знания. Нация и страх, любовь и ненависть искажают наши представления, порождения интеллектом.
Ум усиливает свою мощь благодаря воле. Будучи рабом свободы, интеллект обладает свойством познавать. Иногда интеллект направляет волю. Но в этой несогласованности проявляется противоречие человеческой природы. В человеке заложено несколько программ, и наивно полагать, что они соотнесены, гармонизированы в некоторой сфере разума или воли. Напротив, уникальность человека проявляется сама в этой первоначальной "несогласованности". Пессимистическая установка мышления оказывается принципиально иным взглядом по отношению к бездумно теологической традиции. По мнению Шопенгауэра, во зле есть нечто положительное, оно вообще неизбежно, как следствие желания жить.
Немецкий философ считает, что освобождение от мирового зла требует тотального восстановления утраченных и нереализованных возможностей, радикального преобразования существующего мира, многие обращаются к религии, ищут компенсации в искусстве. Шопенгауэр возлагает надежды, которое, не его мнению, обеспечивает воле конечное освобождение. Свобода воли проявляется не в отдельных поступках и воплощениях воли, а в самой ее направленности. Таким образом, по Шопенгауэру, Мировая Воля - это мощный творческий принцип, порождающий все вещи процессы, но изначально в ней заложено нечто ложное, отрицательное.