Конт О. Курс позитивной философии (фрагмент: учение о трех теоретические состояния в развитии познания - теологический или фиктивный; метафизический или абстрактный, научная или положительный).
Конт О. французский мыслитель, основатель позитивизма. Позитивизм основан на принципе, что все истинное, "положительное" знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук в их систематическом объединении и философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.
В своих работах Конт пишет, что "каждая из наших главных идей, каждая из отраслей нашего знания проходит последовательно три различные теоретические состояния: состояние теологическое или фиктивный, состояние метафизической или абстрактный, состояние научное или положительное. То есть, человеческий дух, по своей природе, в своих исследованиях пользуется последовательно тремя методами мышления, по характеру своему существенно различными и даже прямо противоположными друг другу.
В теологическом состоянии человеческий дух, направляя свои исследования на внутреннюю природу вещей, первоначальные и конечны причины поражающих его явлений, стремясь к абсолютному познанию, считает, что явления возникают прямым и постоянным воздействием сверхъестественных факторов, произвольное вмешательство которых объясняет все аномалии Мира. В метафизическом состоянии, что представляет общую видоизменение теологического, сверхъестественные факторы заменены на абстрактные силы, подлинные сущности (олицетворенные абстракции), неразрывно связаны с различными вещами и в состоянии сами собой творить все наблюдаемые явления, объяснение которых заключается в таком случае только в поиске соответствующей сущности.
В позитивном состоянии человеческий дух познает невозможность достижения абсолютных знаний, отказывается от исследования происхождения и назначения существующего мира и от познания внутренних причин явлений и стремится, правильно комбинируя рассуждение и наблюдение, познать действительные законы явлений, т.е. их неизменных отношений последовательности и подобия. Объяснение явлений, доведет до его действительных границ, является отныне только установление связей между различными отдельными явлениями и некоторыми общими фактами, число которых уменьшается все больше и больше по мере прогресса науки.
Во-первых, изучение положительной философии, дает нам единственно рациональный способ выявить логические законы человеческого ума, к отысканию которых до сих пор использовались не подходящие средства. Вторым следствием является ведущая роль позитивной философии во всеобщей реформе нашей системы воспитания. Специальное изучение общих положений наук изменило воспитания, и способствовало прогрессу отдельных позитивных наук, это составляет третью свойство. Четвертая и основное свойство науки, которую Конт назвал позитивной философией заключается в том, что положительную философию можно считать единственной прочной основой общественных реформ.