Франко И. Я. Что такое прогресс?
Понимание развития с позиции эволюционизма. Франко первый в украинской и один из первых в европейской литературе всесторонне разрабатывает тему труда, трудовой морали, которая развивается позже в одну из ведущих философских тем. Франко говорит, что духовное праздность, то преступление против человечности.
Ставя в центр своей философии человека, Франко формулирует главный закон человечности, суть которого в том, что праздность - зло, а труд - добро. Труд в понимании Франка - единственное, что способно творить и совершенствовать человеческую душу, вселять в него чувство достоинства и правды. Но жить только для работы невозможно, считает Франко. Кроме труда существует внутреннее благо человека, его творческое вдохновение. В Франко творчества постоянно выступают две взаимосвязанные силы, обладающие существом человека и природой общества. Это песня и труд, дух и материя, книга и хлеб. Одна из основных философских идей Франка о том, что наибольшей ценностью на земле есть настоящая живая человек.
Итак, духовный мир человека - его самое дорогое достояние. Философия Франка соединена на чувствах и понимании благородстве материи человеческого духа. "Дух, что тело рвет к бою" , дух любви и справедливости - это дух истинно Франковский, каменщиков. Франковская философия порождает довольно важную и актуальную идею: человек носит вечность в своем воображении, в иллюзиях и мыслях, в муках совести, а потому в сфере духа господствует, собственно, и самая разнородность, которая делает людей непохожими, интересными и этим дает людям основу для их единства, для братства и любви. Философия Франка - это также заповедь любви к Родине и к человечеству.
Взгляд на историю у него как на процесс развития, опирающаяся на общие законы эволюции в органической природе. есть, концепция исторического развития в историософии Франко сознательно основывается на философских принципах позитивизма и идеалах социализма. Характеризуя человеческую историю, И.Франко прежде не склонен рассматривать его как прямолинейно направлен, которая осуществляется по восходящей. Во-первых , прогресс не охватывает на каждом этапе все человечество. Во-вторых, продвижение осуществляется волнообразно, где на смену волне высокого подъема приходят волны падения, изнеможение и разочарования. В-третьих, "прогресс не держится одного места, а идет, как буря, с одного края к другому, оставляя по временам оживленного движения пустоту и упадок ".
Это все убедительно свидетельствует, что прогресс не достигает общечеловеческого масштаба и сам по себе неоднозначные, противоречивые последствия для конкретной человеческой индивидуальности. Разделение труда, который является главной движущей силой развития, вместе с присущей людям неодинаковостью сил, характера и способностей порождает и обостряет неравенство между людьми, разделяя человечество на противоположные друг другу лагеря небольшой горстки богачей и миллионов эксплуатируемых бедняков. Поэтому критерием действительного развития должен быть не рост богатства, прогресс науки, искусства сами по себе, а "эмансипация человеческой единицы". С этой точки зрения Франко отстаивает понимание истории как процесса роста человеческой воли. Но путь до полного счастья невозможно осуществить в одиночку. Определяя общности, через которые человек способен реализовать свое стремление к счастью, И.Франко, завершая их перечень (семья, община), акцентирует внимание на нации. Именно нация, по мнению Франка, составляет неотъемлемую «органическую», «натуральную» составляющую исторического прогресса.
Загрузка...