Витгенштейн Л. Философские исследования.
Философия как активность, направленная на прояснение языковых выражений. Витгенштейн рассматривал язык как деятельность, тесно переплетенную с другими - нелингвистическими - видами человеческой деятельности. Оставив задачу выявления априорной структуры языка и его логической строения, общей языку и миру, он обратился к коммуникативной стороны речи.
В этом смысле анализ у Витгенштейна выступает как описание функциональной роли слов и выражений, которые порождают их значение. Он различал "поверхностную" и "глубинную" грамматики языка. В первом случае имеется в виду грамматический синтаксис, во втором - уровень так называемых языковых игр. Языковые игры представляют собой взаемопереплетення различных форм человеческой активности. Для человека они выступают, как его "формы жизни", в которые она погружена и правилам, которых в той или иной степени следует. Ключевым словом его типа анализа считают слово "употребления".
В. сохранив идею о "бессмысленности" проблем традиционной философии, отказался в то же время от абсолютизации формально-логического подхода к языку. В. утверждает, что язык служит не только целям описания мира, но и различным человеческим коммуникациям. Объектом философского исследования выступает у В. естественный ("повседневный") речь, которая рассматривается как совокупность "языковых игр", которые ведутся по правилам, избираемым "играющими". В. переходит с позиции логического атомизма к точке зрения логического эмпиризма. Позиция конвенционализма в отношении языка, согласно которому язык оказывается продуктом произвольного соглашения, лишает "идеальный" язык его сначала чрезвычайного положения. Задача философии сводится к определению и устранению ошибок в употреблении языка. Взгляды В. оказали значительное на развитие лингвистической философии.