Тейяр де Шарден П. Феномен человека
(характерной чертой является панпсихизм, утверждающий наличие духовного начала, которое присутствует во Вселенной и направляет его развитие). Тейяр де Шарден французский антрополог, теолог, член ордена иезуитов.
Стремился создать научную феноменологию, которая синтезировала научный и религиозных опыт с целью раскрытия содержания Вселенной, порождением которого является человек. Т.Ш. считал религию и науку взаимосвязанными фазами одного акта познания, который охватывает прошлое и будущее эволюции.
Центральным методологическим принципом современного мышления Шарден объявил эволюционизм. Принцип эволюции свойственный всем естественным явлениям. Основными критическими точками развития мира, космогенезу выступают: перед жизни (неорганическая природа) жизни (органическая природа) мышления, ноосфера, сверхжизнь. На этапе мышления появляется человек, который концентрирует в себе психическую энергию, создает ноосферу, персонализирует мир. Человек это звено эволюции, до ее появления мир был разделен. Человеческая деятельность постоянно повышает синтез всего существующего, создает новую сферу - сферу духа.
На этом уровне возникает высшая форма развития мира - мысль, сознание, духовность. Для учения Т. Де Шардена характерным является панпсихизм, есть признание присутствия духовного начала. Духовное бытие рассматривалось как радиальная энергия - свойство материи, которое одновременно является духовной движущей силой, которая наносит импульс космической эволюции. Радиальная энергия приводит к усложнению материальных явлений, является естественной формой божественной благодати. Конечной целью эволюции является достижение сверхжизнь, а в нем точки Омеги.
В этой точке суммируется, собирается, совершенствуется сознание, постепенно превращается в Земле на ноогенезе. Космогенез в Шардена отождествляется с "христогинезом". Сверхжизнь означает соединение человеческой души после завершения истории в космическом Христе. Точка Омега - центр Вселенной, символизирует Христа, причастного к Вселенной и одновременно трансцендентного к нему. Христос благодаря механизму воплощения владеет универсальными космическими атрибутами. Именно поэтому он является особым центром универсума, от которого начинаются и к которому ведут все эволюционные пути.