Фромм Э. Бегство от свободы (основная идея: идеология и культура вообще коренятся в социальном характере;
сам социальный характер формируется укладом жизни общества). Фромм один из основных представителей неофрейдизма, превратил психоанализ Фрейда в социальную философию, переосмыслил роль социальных факторов в развитии личности, исследовал влияние психологических факторов на социальное развитие. Фромм выделил такие противоречия человеческого существования: экзистенционального (жизнь и смерть), исторические (патриархат, матриархат, авторитарная, гуманистическая сознания, противоположные типы характера, обладание и бытие).
Основные теоретические положения психоанализа Фромма изложены в работе "Бегство от свободы". В центре социально-философской теории лежит психологическая модель человека, развитие как результат приспособления человека к определенной социально-экономической ситуации. Критерием социального развития являются человеческие самоощущение (удовлетворение или не удовлетворение общей жизненной ситуацией). Активным психологическим фактором социального прогресса является социальный характер - связь индивидуальной психической сферы и социоэкономической структуры. Человеческая природа это совокупность потребностей, реализуется различными способами в зависимости от определенных социальных условий. Человеческая природа сохраняется, реализуется, модифицируется под влиянием социума. Социальный характер является результатом адаптации человеческой природы к структуре общества.
По Фромму существуют следующие типы: рецептивный, эксплуататорский, накопительный, рыночный. В основе каждого типа характера находится механизм, благодаря которому индивид решает свои проблемы: мазохизм, садизм, деструктивизм, конформизм (отказ от личного Я). Единственным правильным способом решения проблем является любовь - критерий бытия как способа жизнедеятельности. В процессе овладевания искусства любви происходит изменение структуры характера (например, переход к гуманизму). Главная идея произведения - создание идеального общества, в котором направленность на владение заменяется ориентацией на бытие. Функцией такого общества является создание нового человека, характер которой определяется отказом от обладания ради бытия, а высшей целью жизни - всестороннее развитие и отказ от эксплуатации.