Камю А. Сиф о Сизифе. Эссе об абсурде
(точка зрения: абсурд не в человеке и не в мире, а в их совместной пристуности. Сизиф-абсурдный герой). А. Камю объясняет общественный мир как мир бесправия, отчуждения, обреченности, равнодушия, в котором человек чувствует себя посторонним и на пороге смерти предстает свободно и счастливой.
Для описания этого мира он вводит понятие "абсурда" - ясного ума, констатирует свои пределы. Если в этом мире отсутствует высший смысл, то он "истинного человека", которая придает смысл жизни. Подобно всех философов-экзистенциалистов, Камю полагает, что важнейшие истины относительно самого себя и мира человек открывает посредством чувства, которое бы освещает ее существования, "бытия-в-мире".
В Камю чувством, характеризующим бытие человека, оказывается чувство абсурдности. Оно появляется не по нашему желанию, рождается из скуки, перечеркивает значимость всех остальных переживаний. Поиском бытия в мире, в котором умерла религиозная надежда, становится философское эссе Камю "Миф о Сизифе". Камю задается вопросом: как жить без высшего смысла и без благодати? Мир как таковой не является абсурдным, он просто глуп, ибо он вне человеческого реальностью, которая не имеет ничего общего с нашими желаниями и нашим разумом.
Камю рассматривает два неправомерные выводы из констатации абсурда: самоубийство и "философское самоубийство". Абсурд составляют человек и мир, следовательно исчезновение одного из них означает прекращение абсурда. Абсурд является первой очевидностью для ума, следовательно самоубийство - это затмение ясности, примирение с абсурдом, ликвидация его. "Философское самоубийство" представляет собой "скачок через стены абсурда".
Если при самоубийстве уничтожен тот, кто спрашивает, то в случае "философского самоубийства" на место ясности приходят иллюзии, желаемое выдается за действительное, миру приписываются человеческие черты - разум, любовь, милосердие и т.п.. Камю отрицает и религию, считая сомнительными все доказательства существования трансцендентного порядка. С абсурда Камю выводит отрицание нравственных норм, приходя к выводу: "Все дозволено". Единственной ценностью становится ясность видения и полнота переживаний. Абсурд не надо уничтожать самоубийством или скачком веры, его нужно как можно полнее выживать.
Камю предлагает человеку миф об утверждении самого себя - с максимальной ясностью ума, с пониманием своей судьбы, человек должен нести бремя жизни - самоотдача и полнота существования важнее всех вершины, абсурдный человек избирает бунт против всех богов. С течением времени философская концепция Камю определенной степени трансформировалась. "От анархической одиночества" мифа о Сизифе ", где абсурд преодолевается сам по себе, Камю переходит сначала к индивидуалистического бунта" Калигулы "и" Недоразумение ", а затем к коллективистской морали" Чумы "и" Состояния осады ", которая выражает человеческую солидарность в борьбе против зла. Поэтому, считает Камю, есть больше оснований восхищаться людьми, чем презирать их.