Гадамер Х. -Г. Истина и метод.
Основы философской герменевтики (герменевтика е философией «толкование»: от толкования текстов к толкованию человеческого бытия, знания о мире и бытие). Герменевтика это искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (грамматическое значение слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований.
Возникает в период эллинизма в связи с задачами научного исследования и издания классических текстов и развивается далее в рамках толкования "Свящ писания". В философском понимании этот термин стал употребляться в раннем немецком романтизме. Герменевтика с самого начала была связана с идеями интерпретации и понимания.
Представители современной философской герменевтики (Е.Бетти, Х.Г. Гадамер, М. Ладман) видят в ней не только метод гуманитарных наук, но и способ толкования определенной культурно-исторической ситуации и человеческого бытия вообще. Известный деятель эпохи немецкого романтизма Ф. Шлеймахер толковал герменевтику как искусство понимания чужой индивидуальности - "другого". Предметом герменевтики выступает аспект выражения, поскольку оно является воплощением индивидуальности в ее проявлениях.
Как метод исторической интерпретации герменевтика разрабатывалась Дильтея - нем историк культуры и философии, представитель философской жизни, основоположник понимающей психологии и школы истории духа (истории идеи) в нем истории культуры. Центральным для Дильтея является понятие "жизнь", культурно-исторические реалии. Дильтей считал, что человек не имеет истории, он сам - история. Задача философии (как науки о духе) состоит в понимании "жизни" исходя из него самого.
В связи с этим Дильтей предложил метод "понимания" как непосредственное достижение некоторой духовной целостности - целостного переживания. Основная проблема герменевтики, за Дильтеем, состоит в раскрытии того, как индивидуальность может стать предметом общезначимого объективного познания в чувственно данном проявлении чужой уникальной жизни. Дальнейшее проработки этой проблемы осуществлял нем философ Х.Г.Гадамер, ученик Хайдеггера, который толковал герменевтику в широком смысле - как учение о бытии, как теорию познания. Многие следуя у Дильтея и Хайдеггера, Гадамер придал герменевтике универсального содержания, превратив проблему понимания в саму суть философии. Предметом философского знания с точки зрения герменевтики является мир человека, который трактуется как область человеческого общения. Именно в этой области протекает повседневная жизнь людей, создаются культурные и научные ценности.